Законны ли действия сотрудников обменных пунктов? Ответить на вопросы читателей мы попросили начальника Валютного управления Московского ГТУ Банка России Юрия Коломыцева.
Российская газета | Юрий Иванович, читатели "РГ" хотят знать, кто устанавливает и контролирует курс покупки и продажи валюты в обменном пункте. Регистрируются ли изменения курса документально? И доступна ли эта информация для клиентов?
Юрий Коломыцев | Понимаю, что тревожит читателей газеты. Известно немало случаев, когда банки вывешивают (обычно не в помещении пунктов обмена валюты, а снаружи, например, на переносных рекламных щитах) информацию о курсах иностранных валют, применяемых при проведении операций на крупные суммы. Эти курсы выглядят привлекательно и заманивают потребителей. Но не соответствуют реальным значениям курсов иностранных валют и кросс-курсов, указанных непосредственно на стенде обменного пункта и в официальных документах, которые используются при операциях на меньшие суммы.
Разумеется, подобные ситуации недопустимы: наружная реклама должна соответствовать и информации, размещенной на стенде в помещении обменного пункта, и курсам, фактически применяемым при совершении операций.
Хочу подчеркнуть, что Банк России совместно с Федеральной антимонопольной службой постоянно работают с банками, следят за соблюдением нормативных актов Банка России, в том числе и за правильностью размещения информации о курсах иностранных валют. Полезно знать установленный порядок и потребителям.
Курсы валют устанавливаются и изменяются специальным распоряжением банка или его филиала.
В документе обязательно должен быть указан фактический адрес обменного пункта, курсы валют, а также дата и время их изменения (в часах и минутах). При этом вместо фактических значений кросс-курсов может быть указан алгоритм их расчета. Кроме того, могут быть установлены различные курсы иностранных валют для разных обменных пунктов, а также для разных объемов покупаемой или продаваемой валюты в одном обменном пункте.
В течение дня курсы валют и кросс-курсы могут меняться. Но самовольно менять их сотрудники обменного пункта не имеют права. Сделать это они могут лишь по распоряжению лица, которому в банке предоставлено такое право. Информацию обо всех изменениях курсов валют положено регистрировать в специальных журналах - и в банке, и в обменном пункте.
В обменном пункте на видном месте должен быть стенд с курсами иностранных валют к рублю и кросс-курсами, используемыми при совершении операций.
РГ | Как часто в течение дня обменный пункт имеет право менять кросс-курсы?
Коломыцев | Банк вправе сам устанавливать, сколько раз в течение операционного дня ему необходимо изменять кросс-курс. Но каждое изменение обязательно должно быть оформлено распоряжением руководства банка или его филиала в том порядке, о котором я уже рассказал.
РГ | Выходит, банк может установить какой угодно обменный курс? Или все же существуют ограничения?
Коломыцев | Валютное законодательство предоставляет банку право самому устанавливать курсы покупки и продажи иностранной валюты. Но практика показывает, что, устанавливая курсы валют, банки ориентируются на официальный курс Банка России и не отходят от него слишком далеко.
Требования Банка России, предписывающие, чтобы разница между курсом покупки и курсом продажи валюты в обменных пунктах была не больше 15 процентов, были отменены еще в июне 2004 года. Размер комиссии, взимаемой при обмене валюты, тоже устанавливается банком самостоятельно. При этом "аппетиты" банкиров ограничивает конкуренция: слишком дорогое обслуживание оттолкнет клиентов, они предпочтут менять деньги в обменных пунктах других банков.
РГ | Могут ли пункты обмена назначать повышенную комиссию за прием мелких купюр?
Коломыцев | Банки имеют право сами назначать комиссии за различные операции, в том числе за покупку и продажу валюты. Но от номиналов купюр она не зависит. А вот устанавливать льготный курс за большие объемы сделки банки могут. Но если вы сдаете деньги на экспертизу, чтобы удостоверить их подлинность, то никакой комиссии за это взимать не должны!
РГ | Какие квитанции или чеки должен получить клиент при обмене валюты?
Коломыцев | Работник обменного пункта обязан выдать клиенту документ, подтверждающий проведение операции по обмену валюты. В нем должны быть указаны наименование, регистрационный номер и почтовый адрес банка или его филиала, а также почтовый адрес обменного пункта. Должны присутствовать порядковый номер и код операции, дата и время ее совершения и курс (или кросс-курс) иностранной валюты. Наконец обязаны присутствовать сведения о принятой от клиента и выданной ему валюте: их наименование, код и сумма.
По просьбе клиента кассир может внести в документ его фамилию, имя и отчество, а также данные о документе, удостоверяющем личность. Уменьшать по своей воле перечень установленных обязательных сведений банкам не разрешается. А вот запрашивать по своему усмотрению дополнительные сведения они право имеют. Заполненный документ печатается в единственном экземпляре, подписывается кассиром и выдается клиенту. Исправления в напечатанном документе не допускаются.
РГ | Куда и кому жаловаться, если работники обменных пунктов действуют явно не по правилам?
Коломыцев | Рекомендую вначале обратиться непосредственно в банк, которому принадлежит обменный пункт. Возможно, происходящее - всего лишь "самодеятельность" сотрудников этого пункта.
Если вопрос решить не удалось, можно обратиться в территориальное управление Банка России того региона, на территории которого находится банк или его филиал. Для Москвы и Московской области это наше Московское главное территориальное управление Банка России. Письменные жалобы направляйте к нам по адресу: 115035, Москва, ул. Балчуг, д. 2, Московское ГТУ Банка России. Или звоните по телефонам: 742-88-17, 742-88-18.
Информацию о местонахождении территориальных учреждений Банка России в других регионах можно получить в Банке России по адресу: 107016, ул. Неглинная, д. 12, либо по телефонам: (495) 771-47-46, 921-31-16.
При этом важно помнить: анонимные письма и звонки не рассматриваются. Необходимо сообщить сведения о себе: фамилию, имя, отчество и почтовый адрес; название банка, которому принадлежит обменный пункт; точный адрес обменного пункта. В самой жалобе обязательно укажите дату, когда было допущено нарушение. Письменное обращение обязательно должно быть подписано заявителем.