На этом первом этапе предпочтение отдано фильмам "Дни славы" (Алжир), "Вода" (Канада), "После свадьбы" (Дания), "Авеню Монтань" (Франция), "Жизнь других" (Германия), "Лабиринт фавна" (Мексика), "Черная книга" ("Голландия), "Возвращение" (Испания) и "Витас" (Швейцария). Теперь, согласно новому регламенту "Оскара", начнется второй этап селекции, где команду отборщиков в несколько сотен человек сменит более узкий круг экспертов - 30 членов комитета по отбору иноязычных фильмов определят окончательный шорт-лист "Оскара", в который войдут пять названий.
Российскому кино в последние годы хронически не везет с "Оскаром". Наш "оскаровский" комитет безуспешно пытается нащупать золотой ключик к сердцам американских пап Карло. Думали поразить воображение Голливуда своим "почти американским" "Дневным дозором" - выяснилось, что там и не такое видели. В свое время в шорт-лист пробился "Вор" Павла Чухрая - и комитет попробовал повторить успех слезоточивой "детской" темы, предложив в прошлом году отличную дебютную ленту Андрея Кравчука "Итальянец", способную заставить плакать камень. Но бронзовый "Оскар" к воспитаннику русского детдома остался равнодушен. В свое время батальная эпопея Сергея Бондарчука "Война и мир" сразила академиков количеством и качеством конных атак, и фильм взял главную кинопремию мира. В этом году наш комитет попытался войти в ту же воду, отправив за океан на поиски счастья "9 роту" - батальную эпопею сына киноклассика Федора Бондарчука, снискавшую все главные национальные награды. И снова пролет.
Полная неразбериха с критериями. В этом году удивительным образом не сработал даже обычно верняковый прогноз "Золотого глобуса". В "великолепной девятке" мы не видим свежеиспеченного лауреата "Глобуса" - "оскаровского любимца" Клинта Иствуда с его японской боевой драмой "Письма из Иводзимы". Нет и "Апокалипсиса" Мела Гибсона, зря изучившего язык майя. Нет многих мировых киносенсаций года - подобных "Десяти каноэ", снятых в Австралии на языке аборигенов и наповал сразивших этим зрителей Каннского фестиваля.
Значит, "Оскар" решил стать первооткрывателем. Флаг ему в руки.
Из картин, которым удалось пробиться в этот, скажем так, четвертьфинал, большинство в России еще не шли, но три фильма, которые уже знакомы, - "Лабиринт фавна" Гильермо дель Торо, "Возвращение" Педро Альмодовара и "Черная книга" Пола Верховена - представляют собой в высшей степени качественную, но все же не вполне выдающуюся продукцию. Впрочем, как заметил один заокеанский коллега, кто нынче вспомнит о большинстве шедевров, когда-то увенчанных гордой статуэткой как лучшее достижение киногода!
Поэтому вспомним, что гонка за премиями - всего лишь игра, назначение которой - предельно накалить интерес публики к симпатичным кассиршам кинотеатров. Эту игру надо смотреть, как скачки на ипподроме - с азартом, но без инфарктов. А искусство - это по другому ведомству.