"Оскар" не заметил "9 роту"

На этом первом этапе предпочтение отдано фильмам "Дни славы" (Алжир), "Вода" (Канада), "После свадьбы" (Дания), "Авеню Монтань" (Франция), "Жизнь других" (Германия), "Лабиринт фавна" (Мексика), "Черная книга" ("Голландия), "Возвращение" (Испания) и "Витас" (Швейцария). Теперь, согласно новому регламенту "Оскара", начнется второй этап селекции, где команду отборщиков в несколько сотен человек сменит более узкий круг экспертов - 30 членов комитета по отбору иноязычных фильмов определят окончательный шорт-лист "Оскара", в который войдут пять названий.

Российскому кино в последние годы хронически не везет с "Оскаром". Наш "оскаровский" комитет безуспешно пытается нащупать золотой ключик к сердцам американских пап Карло. Думали поразить воображение Голливуда своим "почти американским" "Дневным дозором" - выяснилось, что там и не такое видели. В свое время в шорт-лист пробился "Вор" Павла Чухрая - и комитет попробовал повторить успех слезоточивой "детской" темы, предложив в прошлом году отличную дебютную ленту Андрея Кравчука "Итальянец", способную заставить плакать камень. Но бронзовый "Оскар" к воспитаннику русского детдома остался равнодушен. В свое время батальная эпопея Сергея Бондарчука "Война и мир" сразила академиков количеством и качеством конных атак, и фильм взял главную кинопремию мира. В этом году наш комитет попытался войти в ту же воду, отправив за океан на поиски счастья "9 роту" - батальную эпопею сына киноклассика Федора Бондарчука, снискавшую все главные национальные награды. И снова пролет.

Полная неразбериха с критериями. В этом году удивительным образом не сработал даже обычно верняковый прогноз "Золотого глобуса". В "великолепной девятке" мы не видим свежеиспеченного лауреата "Глобуса" - "оскаровского любимца" Клинта Иствуда с его японской боевой драмой "Письма из Иводзимы". Нет и "Апокалипсиса" Мела Гибсона, зря изучившего язык майя. Нет многих мировых киносенсаций года - подобных "Десяти каноэ", снятых в Австралии на языке аборигенов и наповал сразивших этим зрителей Каннского фестиваля.

Значит, "Оскар" решил стать первооткрывателем. Флаг ему в руки.

Из картин, которым удалось пробиться в этот, скажем так, четвертьфинал, большинство в России еще не шли, но три фильма, которые уже знакомы, - "Лабиринт фавна" Гильермо дель Торо, "Возвращение" Педро Альмодовара и "Черная книга" Пола Верховена - представляют собой в высшей степени качественную, но все же не вполне выдающуюся продукцию. Впрочем, как заметил один заокеанский коллега, кто нынче вспомнит о большинстве шедевров, когда-то увенчанных гордой статуэткой как лучшее достижение киногода!

Поэтому вспомним, что гонка за премиями - всего лишь игра, назначение которой - предельно накалить интерес публики к симпатичным кассиршам кинотеатров. Эту игру надо смотреть, как скачки на ипподроме - с азартом, но без инфарктов. А искусство - это по другому ведомству.