Пять лет назад не стало академика Бориса Рыбакова

Пять лет назад не стало академика Бориса Рыбакова. Его имя стоит в одном ряду с великими отечественными историками Карамзиным, Соловьевым, Ключевским. Можно долго перечислять то, чем занимался Борис Александрович - поистине он был материком в науке: историк, археолог, картограф, исследователь-реформатор, популяризатор, педагог, общественный деятель... Он открыл нам, его современникам, мир Древней Руси, воссоздал становление государственности восточных славян. Перечислить его фундаментальные труды не хватит газетной полосы.

Мне не раз приходилось встречаться с маститым академиком, беседовать в его московской квартире на Ленинском проспекте, где книгами, рукописями, папками с рисунками и фотографиями были заставлены все шкафы, столы, полки. До конца своей долгой жизни он продолжал свои исследования, погружаясь в глубь тысячелетий, доказывая, что в любую эпоху можно оставаться ученым и гражданином.

Борис Рыбаков всегда писал честную историю. Не уставая подтверждать: русские, украинцы и белорусы составляют триединый народ, происходящий от одного корня. В Древней Руси восточные славяне жили в составе одного государства от Великого Новгорода на севере до Черного моря на юге. До последних дней, пока не свалила тяжелая болезнь, академик занимался исследованиями о происхождении славян и начальном этапе славянской истории, изучением тех земель, где сегодня строится обновленный славянский союз, основой которого могут стать россияне и белорусы.

В своих трудах Борис Рыбаков немало места уделял зарождению государственности на современной территории Беларуси. Так, он пишет: "У Полоцкой земли (в начале второго тысячелетия. - А.Б.) были все условия для приобретения независимости; в этом отношении она напоминала Новгород. Здесь также было сильно местное боярство; в Полоцке, богатом торговом центре, существовало городское вече и, кроме того, какие-то "братчины", боровшиеся с князьями... Княжеская власть здесь не была особенно сильна, и Полоцкая земля распалась на несколько довольно самостоятельных уделов: Минск, Витебск, Друцк, Изяславль, Стрежев и др.".

И далее Борис Александрович заключает: "Полоцко-Витебско-Минская земля, ставшись позднее, в XIV веке, основой белорусской народности, обладала своеобразной культурой, интересной историей, но далеко зашедший процесс феодального дробления не позволил ей сохранить свою целостность и политическую самостоятельность: в XIII веке Полоцкое, Витебское, Друцкое и Минское княжества были поглощены новым феодальным формированием - Литовским великим княжеством, в котором, однако, действовали русские законы и господствовал русский язык".

Для нас, осмысливая наследие, фундаментальные труды академика Рыбакова, важно дать правильный ответ на вопрос: учит ли нас история? Сам Борис Александрович отвечал твердо "да", хотя в последние годы жизни тяжело переживал, не скрывая своих чувств, развал Советского государства, кризис в экономике. Он даже употреблял в своих оценках любопытный термин: "период детства свободы". Именно так, по его мнению, в ряде постсоветских республик действовали их руководители и политические элиты: этого хочу, того хочу... Его беспокоило будущее России - чтобы дальше не распалось государство. В ту пору Борису Александровичу казалось, что все признаки грядущего распада, к сожалению, есть.

Беспокоило его и слишком вольное обхождение с историей, проявившееся в начале 90-х годов прошлого века. Скажем, Куликовскую битву запросто переносили в деревню Котлы под Москвой. Отношение маститого ученого к подобным попыткам переписать историю твердое и четкое. "Самый лучший ответ, - говорил Рыбаков, - гробовое молчание".

Жаль, что сегодня нельзя продолжать неспешные разговоры с великим историком. Поговорить есть о чем. Например, о нынешнем общественном резонансе, связанном с именами Деникина, Врангеля, Каппеля. Сегодня у Гражданской войны другие герои - мужественные, храбрые генералы Белой гвардии, боровшиеся с большевизмом и ставшие его жертвами. Но можно ли отыскать героев в братоубийственной войне?

В наступившем году грядут две знаменательные даты - Февральской и Октябрьской революций 1917 года. Огромно их значение для России, соседних стран, всего мира. Как наши современники оценивают такие глобальные события? Не удивлюсь, если столкнемся с "черно-белым" вариантом: Каппель - герой, Чапаев - для анекдотов. Зеркальный вариант советского агитпропа.

Историю надо не только знать, но и защищать. Особенно в том случае, если она написана кровью.

В соседней Финляндии благополучно соседствуют памятники Ленину и Маннергейму, у нас на Родине и сегодня пытаются с мясом выдрать подлинные события прошлого, вновь подогнать его под навязываемую схему. Уж очень упрощенно, порой на каком-то бытовом уровне трактуются уроки истории. К примеру, успешный монгольский бизнесмен, живущий в Киеве, сообщает с телеэкрана "сенсацию": оказывается, два века ига Золотой Орды - несомненное благо для Руси. Ведь благодаря этому, по мнению потомка Чингисхана, на русской земле исчезла междоусобица...

Ладно, речь идет о частном мнении. Серьезней последствия, когда вольное обращение с историей переносится на экран, в книги и даже в учебники.

Одно дело, когда осмысляешь историю Отечества в возрасте, опасном для жизни, другое, когда юному поколению вместо подлинной истории подсовываются "фэнтази", где нет ни капли декларируемого славянства и фольклора, или книжки про деревню Котлы...

А еще хотелось бы поговорить с почтенным академиком о перспективах Союзного государства, о судьбе Союза. В короткой союзной истории уже есть эпизоды, когда ситуация накаливалась до белого каления, а потом "разруливалась" с улыбками и бокалами шампанского. И тут вновь неизбежны вопросы об историческом опыте, "работе над ошибками". Возвращении к глубинной памяти народа, где по сути можно найти любые ответы.

В одной из наших последних бесед я спросил Рыбакова: "Смотрит ли он в наше будущее с оптимизмом?"

- Нет, не совсем так, - ответил он. - Я не смотрю с оптимизмом - я ощущаю в себе какой-то непонятный для самого себя оптимизм. Наш народ живет сегодня трудно, как не должно быть. Но тогда как? Вот за это "как" и надо ухватиться. Получив в последние годы большую встряску, все мы задумались над тем, как нам нужно работать - усиленно, систематично, рассказывая о том, что ты сделал. Надо публично рассказывать, как дело идет. Успехи России умножать надо!