- К 2020 году самолетный парк ВВС будет заменен новым, - пообещал вчера главком Военно-воздушных сил России генерал армии Владимир Михайлов.
Боевые крылья страны обновляют главным образом за счет модернизации уже имеющихся машин. Усовершенствуют, конечно, не все подряд, а только перспективную технику. Например, модернизация стратегического ракетоносца Ту-160 поднимает его и без того высокую эффективность в 2-3 раза. А новая начинка многофункционального авиакомплекса Су-27, фронтового истребителя МиГ-29, штурмовика Су-25 и бомбардировщика-разведчика Су-24 делает их более грозными в бою.
Однако более всего главкома радует способность отечественного авиапрома на технологический прорыв. В качестве примера Владимир Михайлов вчера сослался на новейший истребитель МиГ-35. На прошлой неделе завод РСК "МиГ" в подмосковных Луховицах посетил вице-премьер Сергей Иванов. Министру обороны показывали, какие пируэты способен выписывать в небе самолет, на котором стоят двигатели с отклоняемым вектором тяги. Уникальный маневр, когда истребитель, зависнув в воздухе и покачиваясь из стороны в сторону, постепенно теряет высоту, пилоты назвали "Сухой лист", и, кроме МиГ-35, его не выполняет ни одна машина такого класса в мире.
- Он будет востребован не только у нас, но и за рубежом, - не сомневается в хорошей будущности "сухого" авиационный главком.
За рубежом МиГ-35 может появиться даже раньше, чем в России. Во всяком случае, по словам генерала, шансы этой машины выиграть тендер на поставку Индии легких истребителей очень высоки. На будущей неделе у Сергея Иванова запланирована командировка в Дели, где наверняка пойдет речь о продаже индийским ВВС нового российского самолета.
Если с закупкой "сухих" военные летчики только определяются, то перспективы обновления вертолетного парка ВВС сомнений не вызывают. День назад главком летал в Ростов-на-Дону, где предприятие "Росвертол" выполняет госзаказ по Ми-28Н. Эта машина сменит в войсках вертолет Ми-24. В общей сложности минобороны планирует закупить 300 таких машин, планы на ближайшие три года ограничиваются полсотней вертолетов. Пока же пятерка "Ночных охотников" - так прозвали эту машину за способность летать ночью на предельно малой, до 5 метров, высоте - проходит эксплуатационные испытания.
- Я не могу назвать другой техники, где бы была так высока зачетность полетов, - признался главком. - Из более чем 300 вылетов только 17 вызвали какие-то вопросы.
Напомним, что в негласном первенстве милевских и камовских вертолетостроителей командование ВВС отдало предпочтение фирме "Миля" - "Черная акула" Ка-50 уступила "Ночному охотнику" Ми-28Н. Военные посчитали, что эта машина более приспособлена к ведению боевых действий на равнинной местности и превосходит соперника в уничтожении бронетехники. А вот в горах Ми уступает "камову". По-видимому, это соображение приняли во внимание, когда решали, чем довооружать армейские бригады специального назначения. Как напомнил вчера Владимир Михайлов, выбор сделали в пользу двухместного аналога "Акулы" - Ка-52 "Аллигатор". Всего планируется закупить 12 таких машин.
Но вернемся к "Ночному охотнику". По словам Владимира Михайлова, серийный выпуск этого вертолета начнется в будущем году. Первым в ВВС перевооружат авиаполк в городе Кореновске Краснодарского края. Логика такого выбора в общем-то понятна. Северо-Кавказский военный округ, где дислоцируется воинская часть, считается наиболее боеспособным. Наконец, погода на юге страны позволяет военным летчикам подниматься в небо днем и ночью в любое время года. А это необходимо для наработки навыков управления новой машиной. Сажать недоученный экипаж в Ми-28 - все равно, что доверить руль "феррари" трактористу: толку мало, а ущерба - много. "Ночной охотник" способен практически на любые маневры в небе, в том числе "петлю Нестерова". А многообразие вооружения делает его чем-то похожим на боевые космические челноки из "Звездных войн".