Автолавки спасают Подмосковье

Спасает же местных жителей лишь то, что в отличие от многих регионов Подмосковье сохранило потребкооперацию, а она, в свою очередь, не распродала и не сдала в металлолом автолавки.

- Эти магазины на колесах развозят по Подмосковью не только продукты и бытовую химию, но и выполняют заказы жителей на доставку лекарств, - рассказала корреспонденту "РГ" по дороге в деревню Секирино Зарайского района заместитель председателя потребительского общества "Осетр" города Зарайска Наталья Буланкина.

Это в Москве нет ни капли снега на улицах города. А водитель автолавки с трудом нашел свободный от сугробов пятачок в центре деревушки, где магазин на колесах уже ждали четыре укутанные в пуховые платки бабушки с пока еще пустыми авоськами. Старушки дрожащими руками развязывали тряпицы, в которые были любовно сложены пенсионные рублики. В Секирино автолавка приезжает дважды в неделю. Так удобнее жителям, иначе хлеб за неделю засыхает. Большинство берут, помимо батона, кусочек мяса и сыра, рыбу подешевле, яйца, молоко. В общем, все то же самое, что и горожане. В качестве лакомства к празднику - несколько мандаринок.

Ассортимент широкий, покупатели не жалуются. Лишь одно вызывает у всех недоумение - почему запретили торговать в передвижных лавках алкоголем крепче 14 градусов? Как можно попросить кого-то в деревне наколоть дров и не пообещать за работу бутылку? Ну купит она, за неимением лучшего, шампанского, только кто ей за шипучку избу залатает, огород вспашет? "Нет, у нас без сорокаградусной не прожить", - убеждали корреспондента "РГ" сельские жительницы.

В результате торговли продавец Надежда Соколова наторговала за нашу совместную поездку 1300 рублей. В предыдущем селе - выручила 700 с небольшим. Негусто. А зарплата у продавца сдельная: 5 процентов от выручки, если выполнен план. В результате средняя зарплата выходит где-то тысяч пять. Но это летом, когда дачники приезжают и торговля идет бойчее.

Зимой зарабатывают меньше. В Зарайском районе есть такие деревни, как, например, Логвеново, Ивашково, которые стоят на сплошном болоте. Если их снегами засыплет, и на вездеходе не проберешься. Был, например, случай, когда машина, сев на днище, сломала передний мост. Чем такую махину вытягивать? Пришлось прибегать к помощи двух тракторов К-700. Но, несмотря на это, если даже во всей деревне на зиму остаются всего два жителя, как, например, в Ратькино, автолавка к ним все равно приедет.

Правда, бывает, что и двести метров до машины покупателям дойти непросто. Один раз бабулька из дома к автолавке вышла и провалилась в сугроб по грудь. А выкарабкаться сил не хватает. Вот уж где страху-то натерпелась. К счастью, продавец ее заметила и послала водителя на подмогу. Он ее, болезную, и вытащил из снежного плена, а заодно и продукты домой занес.

В три зимних месяца две машины обслуживают 64 деревни. Третья стоит на базе, на подхвате. Сломается если какая - на смену выйдет другая. И только летом ездят все три машины, по 98 селам. Сосчитать, сколько населенных пунктов приходится посетить за неделю, несложно. Зимой по шесть-семь деревень за сутки нужно обслужить. В день выходит примерно 120-130 километров по бездорожью. Причем если летом к старикам еще наведываются частники, продавая им по завышенным ценам товары первой необходимости, то зимой идти на обгон автолавки никто не рискует. Тащиться по болотам, пробиваясь сквозь стены снега, удовольствие сомнительное. Да и невыгодное. Тратить время, бензин, разбивать машину для того, чтобы выручить какую-то тысячу рублей? Нет дураков, говорят. Потребкооперация же, чтобы не остаться внакладе, старается возместить расходы за счет стационарной сети. К тому же последние два года затраты на автотранспорт частично возмещают из областного бюджета.

Смысл же организовывать стационарную торговлю в селе появляется лишь тогда, когда там насчитывается хотя бы больше сотни жителей. Пусть не магазин, хотя бы лавка на дому. Это тоже довольно распространенный метод в Подмосковье. Выбирают самую грамотную бабушку и доверяют ей товар. А жителям деревни Второе отделение совхоза "Зарайский" повезло - под Новый год у них все-таки открыли самый настоящий магазин. 13 лет ждали этого события. Как страшный сон теперь вспоминают времена, когда по-братски приходилось делиться последней корочкой хлеба.

Но это же деревня, скажет кто-то. Почему же люди, живущие на земле, сами не выращивают овощи, не держат скотину? Увы! Невыгодно стало. Люди убедились: много денег с продажи не выручишь. В общем, чем выращивать себе на еду, проще купить. К тому же, как и по всей России, в подмосковных деревнях живут преимущественно пожилые люди, в основном женщины не слишком богатырского здоровья. Поэтому и скотину давно прирезали, и картошку сажать-окучивать перестали. Вот и выживают на пенсию да ждут очередного приезда автолавки.

Компетентно

Елена Литвинова, ЗАМ. МИНИСТРА ПОТРЕБИТЕЛЬСКОГО РЫНКА И УСЛУГ ПРАВИТЕЛЬСТВА МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ:

- Строительство стационарных торговых точек напрямую зависит от развития потребительского рынка по области в целом. Как правило, если городские округа и поселения развиваются динамично, это оказывает положительное влияние и на состояние отдаленных сел и деревень. Но пока складывается ситуация, что доставкой продуктов питания и товаров первой необходимости в отдаленные деревни и села занимаются только предприятия потребительской кооперации. Для частников это убыточно. Если в летний период коммерсанты еще открывают лавки, учитывая наплыв дачников, то в зимний и осенний периоды они этим не занимаются.

Затраты велики еще и потому, что товары приходится возить в два этапа - продукты нельзя совмещать с пахучей бытовой химией. Таким образом, без автолавок люди были бы просто отрезаны от жизни. Поэтому правительство Московской области привлекает к выездной торговле Союз потребительской кооперации и непосредственно потребительские общества, которые имеются в каждом районе. Для того чтобы облегчить им задачу, правительство компенсирует транспортные расходы. В прошлом году, в частности, были собраны отчеты о проделанной обществами работе, выверены путевые листы для того, чтобы возместить эти расходы. В результате сейчас деньги направлены в администрации муниципальных образований и уже на местах будет решено, кому какая положена компенсация.