Банкиры просят штраф

Банкиры обратились с письмом к председателю Центрального банка РФ Сергею Игнатьеву с просьбой смягчить ответственность за прежние нарушения закона о противодействии отмыванию преступных доходов. И отзыв лицензий заменить штрафами.

 

А вчера в СМИ появилась статья Алексея Френкеля, подозреваемого в организации убийства первого зампреда Центробанка Андрея Козлова, где он жестко критикует политику ЦБ по отношению к коммерческим банкам.

Совпавшие по времени инициатива банкиров и статья Френкеля создавали впечатление, что банковское сообщество решило "пойти войной" на ЦБ. Но, как выяснили корреспонденты "РГ", это совпадение все-таки случайное. Кроме того, оба события - не являются звеньями единой цепи, хотя и касаются одной темы - эффективности российского "антиотмывочного" законодательства.

Итак, Алексей Френкель обвиняет Центробанк в избирательном, нечетком и субъективном отборе банков в систему страхования вкладов и применении к ним главного "антиотмывочного" закона страны - "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма".

Более того, по мнению Френкеля, "отмывания" денег в классическом варианте в России, в отличие от Запада, нет. Мол, никому это не нужно, потому что в России на "черные" деньги можно купить абсолютно все - и дом, и яхту, и машину, и ювелирные изделия.

Выдача же банками со счетов наличных "белых" денег никакой опасности с точки зрения "отмывания" якобы в себе не несет.

Напомним, что в интервью "РГ" 30 ноября 2006 года глава Росфинмониторинга Виктор Зубков сказал, что "отмыванием" в России считаются около двух десятков так называемых опасных предикатных преступлений - бандитизм, мошенничество, уход от уплаты налогов, незаконная предпринимательская деятельность, торговля людьми, распространение наркотиков, подпольная продажа оружия. Затем происходит "очистка" преступных денег. Схем при этом множество. Что касается тезиса Френкеля о том, что на "черные" деньги в России можно купить абсолютно все, то это, как говорится, секрет Полишенеля. Зубков не раз говорил: этот факт давно тревожит налоговые и правоохранительные органы. По словам главы Росфинмониторинга, попытки государственного контроля за крупными тратами свыше 10 тысяч долларов уже были предприняты в середине 90-х годов. Но провалились из-за того, что в законе не прописана ответственность за его нарушение. Но это не значит, что законодатели, правительство над проблемой не работают, считает Зубков.

Что касается возмущения Френкеля о том, что одно-два не вовремя направленных сообщения в Росфинмониторинг за год (что делают как минимум 95 процентов банков) могут послужить поводом для отзыва лицензии, то позиция главы Росфинмониторинга на этот счет тоже известна. "Избыточной информации быть не может, от кого бы мы ее ни получали - от банков, от риелторов, от нотариусов, от зарубежных коллег. Даже если ее основной массив - не криминальный, это не значит, что мы не должны ее вовремя не получать и не исследовать", - заметил Зубков.

"Претензии Френкеля к ЦБ во многом носят эмоциональный характер, - заметил в разговоре с корреспондентом "РГ" заместитель председателя Комитета Госдумы по кредитным организациям и финансовым рынкам, президент Ассоциации региональных банков России Анатолий Аксаков. - Но если говорить о законодательном обеспечении работы системы страхования вкладов, борьбе с легализацией доходов, полученных преступным путем, и взаимодействии ЦБ с коммерческими банками, то эти вопросы поднимались и поднимаются банковским сообществом. Здесь действительно нужны изменения, которые позволят снять многие проблемы. Так, например, нужно максимально четко прописать в законе, по каким именно критериям банку может быть отказано в приеме в систему страхования вкладов, в каких случаях может быть приостановлена его работа по приему вкладов населения. Сейчас такие решения зачастую принимаются на основе так называемого мотивированного суждения, то есть не исключен субъективный подход к оценке деятельности банка. И это вызывает вопросы".

Теперь о письме в ЦБ, подписанном президентом Ассоциации российских банков Гарегином Тосуняном. В нем предлагается карать банки за несвоевременное извещение о подозрительных операциях не отзывом лицензий, а штрафами. Ведь в реальности единая программа обучения сотрудников тех банковских служб, которые отвечают за отслеживание подозрительных операций и последующее направление их в Росфинмониторинг, появилась совсем недавно, во второй половине прошлого года. Само же становление системы контроля за подозрительными денежными операциями идет с 2003-2004 годов. И соответствующие контролирующие органы территориальных управлений Центробанка РФ могут проверить кредитную организацию соответственно за этот срок.

Несвоевременную отправку сообщения о подозрительной операции, если сам банк выявил и устранил нарушение, АРБ предлагает наказывать штрафом 5-10 МРОТ с должностных лиц и 10-50 с банка. Если нарушение установили проверяющие, наказание больше: штраф в 100-200 МРОТ для должностных лиц и 500-5000 МРОТ штрафа или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток - для банка-нарушителя.

Тут надо сказать, что Ассоциация региональных банков России тоже считает, что "антиотмывочное" законодательство необходимо совершенствовать. И не раз предлагала свои варианты. Анатолий Аксаков в разговоре с "РГ" поддержал идею введения штрафов. Однако он считает, что прежде необходимо "расставить по ранжиру" все нарушения закона о борьбе с легализацией преступных денег. Не могут быть одинаковы наказания за серьезные нарушения (когда речь идет о финансировании терроризма или отмывке "преступного" капитала) и за те, которые вызваны чисто техническими причинами. "В то же время, - замечает Аксаков, - когда мы говорим о борьбе с легализацией доходов, полученных преступным путем и обналичиванием крупных сумм, не надо забывать, что эти операции проводятся необязательно для финансирования терроризма. Они могут преследовать и другие цели - например, уклонение от уплаты налогов и выплату зарплаты в конвертах, поставку "серого" импорта. А значит, надо работать над оздоровлением ситуации в экономике в целом. Это должны быть системные меры. А если только бороться с банками (иногда создается именно такое впечатление), то ничего не получится. Не могут быть в серой экономике "белые и пушистые" банки. Они часть системы, причем наиболее прозрачная и цивилизованная".

В начале февраля Ассоциация региональных банков России планирует большую встречу банковского сообщества с руководством Центробанка, а 20 февраля пройдут слушания в Госдуме. И там все эти предложения будут высказываться.

Кстати, в своем письме Френкель обвинил ЦБ в проведении сомнительных операций. "Я это считаю голословным, - сказал Аксаков. - Нет оснований и для того, чтобы обвинять ЦБ в том, что он якобы "расчищает поле" для иностранных банков. Он просто не может этого делать. Напомню, что все законы по банковской деятельности принимает Госдума, законодательной инициативой обладают министерства, но не Центробанк. При этом у нас нет повода говорить о каком-либо засилье иностранных банков. Сейчас их доля в общем капитале российской банковской системы составляет всего 15 процентов".

Тем временем

В Генпрокуратуре письмо Френкеля расценили как пиар-акцию. Первый заместитель Генерального прокурора Александр Буксман так прокомментировал это РИА "Новости": "Обстановка лишения свободы способствует появлению мыслей, писем, обращений. Что ему мешало обратиться раньше? Я думаю, это способ защиты".