Социологи нарисовали обобщенный и подробный портрет российского среднего класса

Одним из главных итогов российских реформ стало появление в стране особого класса - среднего. Не правящего и не угнетенного, но крайне важного для государства. Не богатых и не бедных, не пассивных и не истеричных, вполне самодостаточных граждан. Именно на таких покоится - будто древняя модель Земли на трех китах - благосостояние, самоуважение и стабильность любой развитой страны.

 

 

Ученые из Института социологии РАН провели серию крупномасштабных и по сути уникальных исследований российского среднего класса. Сегодня "Российская газета" первой из СМИ публикует подробное изложение их доклада.

Выяснилось много любопытного. Средний класс в России действительно может стать локомотивом общества. Это энергичные, законопослушные и целеустремленные люди, вовсе не циники, хоть и в значительной своей части апатичные к политике. Все, что им сейчас требуется, - малая толика внимания со стороны государства к их нуждам. Именно этого они пока никак не дождутся.

А вы кто?

Самый главный для ученых вопрос звучал несколько странно: средний класс - это кто? Суждения о том, каких граждан можно к нему причислить, расходятся. Неясен критерий отбора. Что важнее - мнение о себе самих людей? Уровень их доходов, который должен быть не ниже некоего оптимума? Обладание неким набором дорогостоящего имущества (помните у Галича идеал благополучия по-советски - "я живу теперь в дому - чаша полная. Даже брюки у меня - и те на молнии...")? Многие социологи делят российский средний класс на "старый" и "новый". К старому относятся мелкие буржуа отечественного разлива, имеющие свой небольшой бизнес или получающие дивиденды от экономического капитала. "Новые средние" - служащие, менеджеры, вообще наемные работники нового типа, это люди, обладающие властными полномочиями или способные на рывок вверх в силу личных и профессиональных достоинств. Ряд ученых пытается мерить наш средний класс западными мерками и применять все критерии сразу.

Вся эта путаница сильно осложняет подсчеты. Цифры варьируются от 2,1 процента (то есть практически полного отсутствия среднего класса) до "примерно четверти населения". По оценкам социологов ИС РАН, нащупавших истину где-то посередине и применивших собственные комплексные критерии оценки, к среднему классу (включая его "верхнюю" часть) могут быть отнесены 20-22 процента экономически активного городского населения России. Если же оценивать все население России, то доля в нем таких людей почти в полтора раза меньше - лишь около 14% (и 18% среди работающих).

Живут представители среднего класса в основном в крупных городах. В поселках городского типа и в селах их ровно в два раза меньше. Да и город городу рознь. В мегаполисах-миллионниках таких людей около 28 процентов от всего экономически активного населения. В просто больших - с населением свыше 250 тысяч - до 24 процентов. Когда в населенном пункте меньше четверти миллиона жителей, сразу утончается и прослойка "середняков": не больше 13 процентов.

Кроме того, уточняют исследователи, около трети активного городского населения (то есть 22 процента всех россиян) - это так называемая "периферия" среднего класса. Те, кому для вступления в его стройные ряды, по мнению социологов, не хватает совсем чуть-чуть: кому дохода, кому - профессионального уровня, кому - образования. По западным меркам, высокооплачиваемые и высококвалифицированные рабочие вполне могут считаться представителями СК. В России, где опытный учитель порой получает меньше дворника, а доходы простого нефтяника только снятся производителям ракет или высокоточных приборов, ученые понимают, что сухую теорию приходится проверять практикой, в которой отраслевые перекосы сплошь и рядом.

Есть и еще одна любопытная категория - те, кто слишком низкого о себе мнения. Вроде и доходы позволяют, и статус, а они упорно не хотят причислять себя к среднему классу и собственными руками записываются в социальные аутсайдеры. Их много - целых 14 процентов от всей "периферии" СК. Причины такого явления ученые видят в том, что "одиночество - категория социальная", эти люди лишены поддержки и не нашли себя в обществе. Немалое число среди них составляют бюджетники, которым особо тяжко пришлось в послереформенные времена.

Бурный рост среднего класса пришелся на рубеж веков, последефолтные времена. В 2003 г. эта прослойка составляла около четверти населения России. В 2006-м она утончилась - лишь 20-22 процента. При этом часть среднего класса ушла, по оценкам социологов, "на периферию" группы: меньше стало денег, уверенности в будущем, возможностей реализовать свой человеческий потенциал… Как это ни парадоксально, не помог даже пролившийся на страну золотым дождем поток нефтедолларов. Труд рядового представителя среднего класса по-прежнему недооценен, его доходы растут медленнее, чем в среднем по стране. По оценкам ученых, от экономического роста выиграли пока скорее рабочие средней квалификации, занятые физическим трудом: из-за нехватки рабочей силы работодатели вынуждены повышать ставки для этой категории трудящихся.

Впрочем, объективные данные нередко расходятся с субъективными суждениями. Если говорить о самооценке россиян, то все большее их число, вопреки мнению ученых, причисляют себя именно к среднему классу. В чем причина? Социологи ИС РАН считают, что если раньше граждане не моргнув глазом прибеднялись и занижали свои доходы, то сейчас стало немодным и даже неприличным зачислять себя в низы общества и, получая право на помощь, тем самым заявлять о своей "ущербности". Часть городских малообеспеченных жителей действительно смогла несколько приподняться над уровнем нищеты. Но главное - изменилась сама точка отсчета. Еще несколько лет назад люди принимали в расчет исключительно свой доход и горько шутили - мол, "ничто не дается так дорого и не ценится так дешево, как высшее образование". Сейчас образованный человек, работающий в "приличном месте" (даже за невысокую зарплату), несколько реже чувствует себя униженным и оскорбленным. Так, среди лиц с высшим образованием лишь 13% "гуманитариев" и 16% "технарей" поставили себя на статусные позиции, не соответствующие среднему классу. У горожан же, имеющих среднее специальное образование, этот показатель возрастал до 22%, а у имеющих неполное среднее образование был более 50%.

Новые и старые

По данным Росстата, за последние 15 лет число тех, кто занят в госсекторе экономики, плавно снижается, а доля "частников" плавно растет. Именно поэтому значительная часть среднего класса трудится на приватизированных или новых частных предприятиях - почти 35%. В государственном секторе сосредоточена наибольшая доля респондентов: 54% представителей СК, 60% его периферии и 41% прочих массовых слоев. Единственный сектор, где доминируют представители СК, - индивидуально-трудовая деятельность. Средний класс особо заметен в промышленности (в том числе электроэнергетике), на транспорте и в строительстве (22%). Достаточно велик его удельный вес в системе образования (16%), в армии и в правоохранительных органах (13%), в торговле (11%). Незначителен в сельском и лесном хозяйстве (1%), в сфере ЖКХ, в науке и научном обслуживании (3%).

Наши "середняки" - хорошие профессионалы, умеющие работать головой, наделенные развитым интеллектом. Это, например, массовая интеллигенция, служащие, менеджеры, руководители разного уровня и т.д. Две трети среднего класса России имеют высшее образование. С представителями других массовых слоев все обстоит прямо противоположным образом: половина из них имеет низший уровень профессионального образования (ПТУ) или вообще окончили только школу.

Социологи докопались еще до одной особенности: достаточно часто образование таких работников слишком высоко для тех обязанностей, которые им приходится выполнять (в научных трудах это называют дисфункциональным образованием). Впрочем, прочие массовые слои от подобной "дисфункции" страдают не меньше. Сейчас не по специальности работает 31% представителей СК; 33% - периферийного слоя; 48% - прочих социальных групп.

Особенность нашего среднего класса - в его отношении к работе. Важна она для этой категории россиян не только как источник средств, но и как возможность самореализоваться. В более низких социальных слоях во главу угла ставили исключительно зарплату и "хорошие отношения в коллективе".

Высокая оплата для представителя среднего класса тоже очень важна (об этом сказали 79% опрошенных). Но "интерес" - условие обязательное. Примечательно, что ни один из них не сказал социологам, что вообще не хочет работать, тогда как у других опрошенных подобные высказывания встречались. Больше половины "среднеклассников" имели дополнительный заработок, а должность по совместительству использовали не только как доходное место, но и как способ завести новые знакомства, проявить себя, повысить квалификацию и т.п.

Средний класс - люди, которые любят, чтобы на работе ими не слишком командовали и давали простор для инициативы, некую "автономию". Им больше по нраву самим определять свой график, а не работать от звонка до звонка. Впрочем, руководители при этом не в внакладе: взамен они получают повышенную ответственность работника. Что и как делать на работе, самостоятельно определяли 29 процентов опрошенных, а за 48 процентов это делал их шеф. Зато темп работы 50 процентов задавали сами и лишь 22 процента делали это совместно с руководством. Остальным социальным слоям свободы дают гораздо меньше, а контролируют жестче.

По данным исследования, способны повлиять на принятие решений в масштабах подразделений более половины представителей СК, 44% его периферии и четверть прочих массовых слоев. Их влияние на процесс принятия решений в масштабах всего предприятия менее значительно (16, 9 и 3 процента соответственно). Уверены, что от них ничего не зависит, 33, 46 и 70 процентов.

Представители среднего класса крайне редко называют "своими" тех, кто находится у власти или крупных бизнесменов ("не чувствуют близость" к ним 70 процентов). А вот людей, имеющих небольшой собственный бизнес, в свой круг зачисляют охотно - так думают 30 процентов опрошенных.

На вопрос о том, какова, на их взгляд, вероятность того, что они могут в ближайшие 2-3 года оказаться безработными, полностью исключили такую возможность лишь 21% представителей СК, 13% его периферии и 13% в прочих массовых слоях. Причем соответственно 2, 3 и 7 процентов в этих группах были твердо уверены, что такая ситуация в ближайшем будущем их точно не минует.

Правда, времена, когда инженеры и ученые толпами шли в "челноки" и начинали заниматься мелким бизнесом, похоже, миновали. На это идут лишь те горожане, которые не достигли успеха в собственной профессии. А большая часть тех, кто ищет вторую работу, относятся к этому очень трепетно - им нужно, чтобы она была не только высокооплачиваемой, но обязательно интересной, творческой, "достойной уважения" и т.д.

У социологов пословица "мечтать не вредно" получает особый смысл: для этой науки очень важно выяснить, на что люди претендуют, довольны ли они своим положением в обществе и не пойдут ли в случае чего на баррикады. Что касается среднего класса - нет, он туда точно не пойдет. В общем и целом своим статусом он доволен (оценку "хорошо" самим себе поставили 42 процента, "удовлетворительно" - 56, "плохо" - только 2). На периферии среднего класса "хорошистов" 30 процентов, "троечников" - 66, обиженных - 4. В прочих массовых слоях общества расклад гораздо хуже: 22, 66 и 12 процентов. Хотя претендуют люди всегда на большее, чем имеют: по наблюдениям ученых, практически все россияне склонны считать себя высококвалифицированными специалистами, у которых несоразмерно мало властных полномочий. Правда, завышенные притязания не означают "массового недовольства": подавляющее большинство все-таки признает, что за последние 5 лет их положение либо не изменилось, либо стало лучше.

Средний класс - люди активные и образованные, открытые новым знаниям. Как выяснили социологи, они в несколько раз чаще, чем представители прочих слоев общества, умеют работать на компьютере, водить машину, знают иностранный язык и используют его в работе. Они более охотно учатся чему-то новому для себя. Правда, в ходе опроса проявилась и не самая приятная тенденция: в последние годы и средний класс, и его периферия стали куда менее активно повышать свою квалификацию. Доля тех, кто за последние годы стремился следить за новой литературой, приобретать новые навыки и т.д., снизилась с 45 процентов в 2003 году до 35 процентов в 2006-м. Меньше стали пользоваться платными услугами, когда речь шла об образовании детей - 27 процентов вместо 32. Периферия среднего класса в большей степени, чем его основная часть, рискует профессионально деградировать.

Впрочем, в данном случае средний класс неоднороден: "новые средние" и "старые средние" ведут себя по-разному. "Старым" свойственна привычка, едва достигнув в бизнесе хоть каких-то успехов, немедленно "проедать" полученный доход. Они с большим трудом воспринимают новшества, менее охотно повышают свою квалификацию. Социологи считают это одной из причин, по которой российские мелкие предприятия довольно редко дорастают хотя бы до "средних" масштабов и существуют лишь в каких-то отдельных рыночных нишах.

Кем государство богатеет

Может ли средний класс стать основой экономически сильного государства, как это часто утверждают? Социологи решили проверить это собственными методами.

В ходе исследования они выделили особую группу людей, которых условно назвали успешными. К ним отнесли тех, кто может не искать дополнительный приработок и вполне способен обеспечить себе достойный уровень жизни на доходы от основной работы. Таких среди городского населения в настоящее время в среднем 15 процентов. В среднем классе - 21 процент, на его периферии - 16, в прочих массовых слоях лишь 11.

Выяснилось, что средний класс чуть отстает от "успешных" по темпам карьерного роста. Зато чаще получает, с его точки зрения, престижную или интересную работу (об этом сказали 60 и 68 процентов), заводит собственный бизнес (31 процент) и т.д. Говорят, что работа - это важнейшая сторона их жизни и возможность проявить себя, 62 процента представителей среднего класса (и лишь 43 процента просто "успешных" россиян).

В отличие от других массовых слоев общества, средний класс меньше верит, что успех приносит простое везение, и готов упорно трудиться ради улучшения своей жизни. Конкуренцию они в пять раз чаще называют благом, чем злом. Очень высоко в этой социальной группе ценятся равенство возможностей для всех граждан. Смирение, покорность, приверженность традициям же они ценят куда меньше прочих слоев населения. Чистые, хоть и интуитивные либералы эти наши "середняки".

Убеждения прямо влияют на поведение. Представители среднего класса не склонны опускать руки, если им надо улучшить свою жизнь. Они активны и предприимчивы. При этом они скорее найдут сверхурочную работу, постараются получить доход с вложенного куда-то капитала или возьмут кредит, чем просто одолжат у знакомых деньги, займутся натуральным хозяйством, чтобы обеспечить себя продуктами, или пойдут торговать на рынок.

Средний класс, в отличие от прочих горожан, аккуратнее относится к своей собственности (например, не только вовремя платит за квартиру, но и стремится сделать в ней ремонт), регулярнее платит налоги. Долгов у них меньше, а сбережений больше, чем у прочих граждан. Как показало исследование, более четверти "середняков", едва у них появляются свободные средства, тратят их на дорогостоящие предметы длительного пользования - машину, компьютер, бытовую технику и пр. Но важная особенность: даже при том что возможностей делать во что-либо серьезные инвестиции у среднего класса нет, эта категория россиян гораздо чаще прочих использует финансовые механизмы, чтобы улучшить свое материальное положение. А на вопрос: "Что бы вы сделали, получив миллион рублей" обычно отвечают: вложили бы в банк, в недвижимость, в акции и т.д. Прекрасно при этом понимая, что пока это не слишком-то и выгодно, учитывая инфляцию, низкие банковские ставки и прочие факторы. Правда, и тех, кто на эти средства просто "пожил бы в свое удовольствие", тоже немало: целых 33 процента.

Денег много не бывает

Средний класс отнюдь не богачи. Но и не нищие. По собственным словам этих людей, на одного члена семьи в месяц у них приходится в среднем 10 427 рублей. Если учитывать и периферию СК, то средний его доход составит около 9000 рублей на душу в месяц. Уровень доходов за три года существенно вырос - в 2003 г. он составлял лишь 6272 рубля.

Москва, как водится, богаче провинции: здесь большинство представителей среднего класса (68 процентов) имеют в месяц по 10 тысяч рублей на душу. В других регионах доходы намного скромнее. 85 процентов имеют собственную квартиру или дом, 35 - дачу, 33 - гараж или место на стоянке, 8 - второе жилье. Но в этом как раз от остальных слоев населения средний класс отличается несильно (не олигархи все-таки). А вот ценного имущества у него больше, чем у "массы" сограждан - современная бытовая техника, машины, спутниковые антенны, кондиционеры и пр. у "середняков" есть в достаточном количестве, и обновлять все это по мере необходимости они вполне в силах.

Чем лучше жилищные условия, тем чаще представители среднего класса говорят о желании "купить коттедж". Среди молодых людей до 25 лет почти три четверти мечтают о собственной квартире, треть - об автомобиле. Средний класс гораздо активнее прочих граждан пользуется платными медицинскими или другими социальными услугами, активно вкладывает средства в образование детей. Правда, многие именно на этой статье расходов начинают со временем экономить, чтобы купить, например, квартиру.

Только 18 процентов представителей среднего класса сказали социологам, что за последние 3 года им ничего не удалось добиться. Больше половины - 52 процента - улучшили свое материальное положение, 37 - что-то очень недешевое приобрели, 30 - повысили свою квалификацию или получили образование, 28 - ушли на повышение или нашли новую работу.

Тем не менее социологи обеспокоены: год от года темпы этих перемен к лучшему постепенно замедляются. Пока что средний класс вполне доволен тем, как идут дела. Но в будущем ситуация может стать несколько иной.

Работа и совесть

Средний класс в политику не стремится, от власти достаточно далек, к избирательным гонкам относится без энтузиазма. Самая главная ценность для него - свобода (ее предпочитают материальному благополучию каждые двое из трех горожан). Однако в отличие от "среднего" европейца, для которого свобода - это возможность реализовать свои политические права и обязанности, в наших осинах этот термин трактуют как "возможность быть самому себе хозяином". Российский средний класс - это люди, которые хотят быть индивидуальностями, а не "жить как все" (особенно часто так высказывается молодежь до 25 лет). 60 процентов представителей среднего класса уверены, что в жизни все зависит от их собственных усилий. Около 56 процентов понимают, что отстаивать свои интересы можно, только активно вступая за них в борьбу. Только вот политику они для этого подходящим способом не считают - у них стойкое убеждение, что на процесс принятия решений "там, наверху" они повлиять не смогут. Отсюда снижение "тонуса" социальной активности, особенно в крупных городах. Как ни странно, в цинизме средний класс тоже не упрекнешь: эти люди охотно соглашаются с необходимостью подчинять свои частные интересы общему благу. Причем охотнее прочих слоев: в среднем классе коллективистов нашлось до 40 процентов, в массовых слоях - лишь треть опрошенных. Самые сознательные граждане живут в городах с населением от 100 до 500 тысяч человек.

Не подтвердился в ходе исследования расхожий стереотип о том, что обеспеченные жители мегаполисов - это люди "без стыда и без совести". Отнюдь. Сейчас именно средний класс мегаполисов стал задавать тон в определении и укреплении норм морали. Даже в мелочах. Так, например, лишь 53 процента жителей средних городов признали, что "покупать краденые вещи недопустимо". В мегаполисах и, наоборот, малых городках так считают 74-76 процентов.

В иерархии самых важных человеческих качеств средний класс на первое место ставит профессионализм, на второе - честность, дальше идут ответственность за себя и близких, трудолюбие, предприимчивость, чувство собственного достоинства, чувство долга… В прочих массовых слоях профессионализм лишь на пятом месте, а лидируют честность, трудолюбие и ответственность.

Что же касается воспитания собственных детей, то им средний класс в первую очередь стремится дать "хорошее образование". Это для него вдвое важнее, чем развить умственные способности отпрысков, привить им организованность и дисциплину, воспитать честность, доброту, стойкость… А уж формировать у детей гражданскую позицию, демократические убеждения, воспитывать истинную веру в Бога и терпимость считают особо важным лишь 2-8 процентов.

Справка "РГ"

Исследование средних слоев российского общества проводилось трижды - в 1999, 2003 и в 2006 гг. Использовались одновременно два подхода - субъективный (по самозачислению) и объективный. В ходе первого исследования опрошено 1765 человек по репрезентативной выборке в соответствии с данными Росстата, в ходе второго - 2106, третьего - 1750. Последний опрос, проведенный в октябре 2006 г., проводился среди экономически активного населения РФ в Москве, Санкт-Петербурге, Архангельской, Псковской, Тульской, Рязанской, Ярославской, Липецкой, Нижегородской, Оренбургской, Саратовской, Ростовской, Свердловской, Кемеровской, Новосибирской и Иркутской областях, Краснодарском и Хабаровском краях и Республике Татарстан.

Аналитический доклад "Городской средний класс в современной России" подготовлен Институтом социологии РАН в сотрудничестве с представительством Фонда имени Фридриха Эберта в Российской Федерации. В исследовательскую группу вошли: член-корреспондент РАН М.К. Горшков, Н.Е. Тихонова (руководители исследования), А.Л. Андреев, В.А. Аникин, З.Т. Голенкова, С.В. Горюнова, Н.М. Давыдова, Е.Н. Данилова, А.А. Девятов, Ю.П. Лежнина, О.А. Оберемко, В.В. Петухов, Н.Н. Седова, К.А. Хромов, М.Ф. Черныш, Ф.Э. Шереги. Научный консультант - руководитель Представительства Фонда им. Ф. Эберта в РФ доктор М. Бубе. Научный редактор Н.И. Покида.