Центральная Азия начинает "гонку вооружений"

В 2007 году центральноазиатские республики, входящие в СНГ, резко увеличили свои военные расходы. Если рост ВВП этих государств запланирован на уровне 9-10 процентов, то средства, выделяемые на оборону, увеличатся в среднем на 48 процентов.

Лидирует в этом отношении Казахстан, который по сравнению с 2006 годом удвоил свои военные расходы. Впервые за историю независимости страны они превысили миллиардную отметку, составив 1,22 миллиарда долларов. В абсолютном отношении это самые высокие цифры на всем постсоветском пространстве. Однако от ВВП они составляют всего 1,2 процента.

По отношению доли военных расходов к общему объему ВВП первое место в СНГ занимает Узбекистан. В этом году Ташкент потратит на оборону более 900 миллионов долларов, то есть около 4,8 процента от ВВП.

Третьим по величине среди стран постсоветского пространства Центральной Азии, по подсчетам аналитиков, стал военный бюджет Туркменистана. По сравнению с 2006 годом он вырос на 37 процентов и составляет около 116 миллионов долларов США.

Что означает рост военных расходов в странах Центральной Азии и справедливо ли говорить о начале новой "гонки вооружений"? С этим вопросом "РГ" решила обратиться к эксперту.

   КОММЕНТАРИЙ

Евгений Кожокин,

директор Российского института стратегических исследований:

- Если мы проанализируем данные о расходах на нужды во-оруженных сил государств Центральной Азии, то увидим, что во всех этих странах наблюдается рост военных расходов. Но везде, за исключением Казахстана, этот рост не является скачкообразным.

Кроме того, если мы рассмотрим сведения о военных расходах в зависимости от ВВП, то увидим следующее. В Узбекистане в процентах от ВВП произошло даже некоторое снижение по сравнению с прошлым годом: в 2006-м расходы на оборону составили 5,2 процента от валового внутреннего продукта, в 2007-м - 4,8. В Киргизии этот показатель стабилен: 2006 год - 1,3 процента, 2007-й - 1,3 процента. В Таджикистане он составлял в 2006 году - 1,7 процента, в 2007-м намечено потратить на нужды обороны 1,8 процента от ВВП. Но даже если мы возьмем Казахстан, где абсолютные цифры говорят об удвоении расходов, то показатели в процентах от ВВП не так сильно увеличились: в 2006 году они составили 1,01 процента, в 2007-м - 1,2 процента. Что касается Туркменистана, то здесь можно привести лишь очень приблизительные оценки, так как власти страны не дают точных данных даже по ВВП. По имеющимся сведениям, в 2006 году расходы Ашхабада на вооруженные силы составили 0,53 процента от ВВП, в 2007-м - 0,6 процента.

Таким образом, статистика военных расходов подводит нас к двум вопросам. Вопрос первый - о причинах, которые вызывают рост в абсолютных цифрах военных расходов азиатских стран, входящих в СНГ. Вопрос второй - о причинах, по которым значительно увеличил свои военные расходы Казахстан.

Совершенно очевидно, что в Центральной Азии растет беспокойство по поводу ситуации в Афганистане. Это беспокойство присутствует во всех столицах без исключения, так как операция, которую проводит НАТО в Афганистане, явно пробуксовывает. Талибы имеют очень серьезные позиции на юге и отчасти на востоке страны. На сегодняшний день силам НАТО необходимо увеличить численность своих войск в Афганистане, однако это наталкивается на сопротивление стран - членов организации.

Власти центральноазиатских стран ситуацию в Афганистане внимательно отслеживают и видят, что она становится все менее предсказуемой. Это, конечно, заставляет их думать, что лучшей гарантией безопасности станут их собственные вооруженные силы.

Во-вторых, вооруженные силы, если их достойно финансируют, - это гарант внутренней стабильности. На все без исключения центральноазиатские страны произвела сильное впечатление "тюльпановая" революция в Киргизии. Никто ни в Ашхабаде, ни в Ташкенте, ни в Астане не желает, чтобы в их странах произошел такого рода конфликт. Они понимают: определенным гарантом того, что такие события не произойдут, является сильная, хорошо оплачиваемая армия, а также силы правопорядка и госбезопасности.

Что касается Казахстана, то эта страна проводит реорганизацию своих вооруженных сил. В значительной степени они переходят на натовские стандарты. Осуществляется формирование иной структуры управления, создается новая система подготовки, быстро увеличивается количество военнослужащих-контрактников, в целом растет численность как армии, так и национальной гвардии, закупается новое вооружение, создается флот на Каспийском море. Все это требует средств.

Казахстан в настоящее время может себе позволить тратить значительные суммы на реформу армии. При этом в законодательном порядке в Казахстане установлено, что военные расходы должны составлять не менее процента от ВВП. В 2007 году эти расходы составили 1,2 процента от ВВП. Это соответствует законодательным нормам.

Тот факт, что сегодня Центральная Азия, включая Казахстан, увеличивает свои военные расходы, я думаю, не должен вызывать беспокойства у соседей. Вряд ли можно говорить о "гонке вооружений" в Центральной Азии. Скорее можно сказать, что в Казахстане и Узбекистане создаются армии, отвечающие современным требованиям. С учетом членства обоих государств в Организации Договора о коллективной безопасности можно говорить об усилении наших союзников.

На мой взгляд, рост военных расходов в Центральной Азии работает, скорее, на стабилизацию ситуации в регионе, чем на дестабилизацию. И Россия заинтересована в том, чтобы в этих государствах были нормально функционирующие, хорошо оплачиваемые, дееспособные вооруженные силы.