Российские туроператоры раскололись на два союза

В так называемую Ассоциацию туроператоров России (АТОР) вошли те, кто безоговорочно поддерживает законопроект о финансовых гарантиях для туроператоров. Напомним, что согласно поправкам в Закон "Об основах туристской деятельности в РФ", подготовленный Ростуризмом, банки или страховые компании обязаны будут выплачивать денежную компенсацию туристам, если фирма не сможет выполнить условия договора: не предоставить трансферт из аэропорта в гостиницу, поселить в номер без вида на море и так далее. Для компаний, организующих международные туры, сумма гарантии должна составить 10 миллионов рублей, для компаний, работающих исключительно на территории нашей страны, - 500 тысяч рублей. А для фирм, объединяющих оба вида деятельности, - 10 миллионов рублей. Туроператорам такая система обойдется в 2-5 процентов от суммы обеспечения (именно такую премию будут получать от оператора банки и страховщики за свое финансовое поручение).

К отколовшимся коллегам по цеху отношение критическое. Правление нашего союза выступило категорически против этих громадных сумм финансовых гарантий, которые поставят крест на среднем и мелком турбизнесе, - заявила "РГ" пресс-секретарь РСТ, куда до недавнего времени входили все отколовшиеся компании, Ирина Тюрина. - Мы считаем, что это приведет к монополизации и росту цен. Вполне естественно, что крупные компании нашу позицию не поддержали и на законных основаниях создали свою ассоциацию".

Как бы то ни было, но в новоиспеченном АТОРе считают нововведение уместным и полезным для потребителей. Более того, на прошедшем накануне учредительном съезде нового объединения прозвучали категоричные заявления: после введения фингарантий на рынке останутся только надежные туроператоры, которые в случае возможного ЧП смогут расплатиться со своими клиентами. Не теряя времени даром, ассоциация туроператоров распространила открытое письмо. В нем члены АТОР просят руководство государства поддержать введение в России этого закона, "дающего возможность туристской отрасли наконец занять достойное место в экономике России, страны с огромным туристским потенциалом".

Впрочем, как заявил "РГ" президент крупной туристической компании, один из организаторов нового объединения Владимир Канторович, поддержка закона о финансовых гарантиях - далеко не единственная задача АТОРа. "В рамках ассоциации были созданы девять комиссий, которые будут решать основные проблемы туризма, - говорит Канторович. - Например, мы хотим добиться, чтобы авиакомпании компенсировали пассажирам задержки рейсов. Для этого туроператоры и авиаперевозчики должны практически с нуля выстраивать систему цивилизованных взаимоотношений". Также в планах АТОР - усовершенствовать систему страхования туристов, увеличить привлекательность России для иностранных туристов, наладить связь со всеми государственными структурами и так далее. "Не исключено, что в процессе решения этих вопросов мы столкнемся с непониманием властей, - говорит президент туркомпании. - Возможно, что финансовые гарантии станут последним пунктом, по которому наши взгляды полностью совпадают".

Между тем конкуренты и здесь нашли предмет для критики. По словам Ирины Тюриной, новое объединение было создано при участии Ростуризма и априори не может быть независимым. "В связи с этим можно смело говорить о появлении в России первой туристической партии власти, - заявила пресс-секретарь. - Это не рыночный метод, поэтому с АТОРом мы вряд ли будем сотрудничать".

Вопрос отдельный - как раскол на туристическом рынке отразится на потребителях? Об этом можно будет говорить уже после 1 июня, когда новое туристическое законодательство вступит в силу.

Досье "РГ"

Только за первый месяц наступившего года на отдыхе в Египте погиб один российский драйвер, судьба еще двоих наших аквалангистов до сих пор неизвестна. Во французских Альпах, катаясь на горных лыжах, погибла 11-летняя девочка из России. А группа из 444 наших соотечественников просидела в аэропорту Хургады более 15 часов из-за отмены рейса по вине авиаперевозчика. Всего же за время новогодних каникул было задержано 115 рейсов.