- Начнем, Андрей Николаевич, с краткого анализа ситуации: что же произошло? Прежде всего, в нефтегазовой сфере?
- Камнем преткновения стал вопрос, торговать ли нам природным газом и нефтью, исходя из принципов таможенного союза - то есть без пошлин, по единым ценам. К сожалению, нам не удалось убедить в этом партнеров по переговорам: тарифы на газ для Беларуси поднялись более чем вдвое. Нефть мы и раньше приобретали фактически по мировым ценам, теперь к ним прибавилась пошлина - 53 доллара за тонну. Плюс к тому в российский бюджет отойдет 70 процентов пошлины на светлые нефтепродукты, полученные в Беларуси из российской нефти.
- Как это может сказаться на белорусской экономике?
- Давайте уточним несколько цифр. В 2006 году ВВП в Беларуси возрос на 9,9 процента при прогнозе 7-8,5. Производство промышленной продукции тоже было выше плана. Вторая очень важная составляющая - инвестиции в основной капитал, 131,4 процента при прогнозе 113-114 к уровню 2005 года. Реальные денежные доходы населения прогнозировали увеличить на 7-8,5 процента, получили 17. Выше прогноза рентабельность - 15,6 процента, очень хороший показатель. 2007 год должен закрепить эти тенденции: рост ВВП составит 8-9 процентов, продукции промышленности - 10-11 и т.д. Установили впервые показатель роста производительности труда - 8-9 процентов, он определяет рост на 8 процентов доходов населения. Энергоемкость продукции должна снизиться на 6-7 процентов. Инфляция в 2006 году составила 6,6 процента, прогнозируем на нынешний год 6-8 процентов.
- Говорят, что инфляция может вырасти...
- Это попытка руководителей некоторых предприятий использовать инфляционные ожидания и протолкнуть повышение цен, вместо того чтобы заниматься сокращением своих расходов. И решить свои проблемы за счет ценового фактора. Этого не будет. Мы взяли очень жесткий курс на то, чтобы инфляционная составляющая была сокращена. Повышение стоимости энергоносителей не должно повлиять на выполнение прогнозных показателей развития белорусской экономики. Хотя изменение тарифов в первую очередь будет воздействовать на экономику предприятий, на их силы и резервы. Им необходимо усилить работу в области энергосберегающих технологий. Например, рост оплаты жилищно-коммунальных услуг не должен превысить 5-6 долларов в течение года, не должны подорожать больше, чем на уровень инфляции, бензин и дизельное топливо. Изменение внешних условий прежде всего повлияет на перераспределение доходов как внутри отдельного предприятия, где должны быть сокращены до нормативов расходы и издержки, так и на перераспределение доходов между отраслями. Более высокие доходы, которые получали ОАО "Белтрансгаз", концерн "Белнефтехим", должны быть перераспределены в пользу других отраслей. Механизмы, с помощью которых это можно сделать, хорошо известны. Основная работа Правительства и отраслевых министерств, руководителей предприятий направлена сейчас на то, чтобы были минимизированы последствия внешних факторов и выполнены прогнозные показатели развития страны.
- Однако издержки энергоемких предприятий неизбежно возрастут. Очевидно, это почувствуют и российские потребители, которым поступает до половины белорусской экспортной продукции?
- Одним из основополагающих принципов белорусской стороны в ходе переговоров как раз и было то, что резкое повышение цен на энергоносители и создание благоприятных условий для российской нефтегазовой отрасли - удар по предприятиям, завязанным на Беларусь по комплектации, поставкам продукции. Снижение конкурентоспособности наших предприятий повлечет за собой такие же последствия и для российских производственников. И в первую очередь в том плане, что если наши заводы будут снижать производство, то это же коснется российских партнеров, связанных с нами в технической и технологической цепочках. Это будет означать и потери бюджета, и заработной платы, и рабочих мест. А самое главное, та продукция, которую эти предприятия выпускают, по большому счету нигде больше не нужна, кроме Беларуси. Вот представьте, снизит обороты МАЗ. Что станет с ярославскими моторами? Они будут востребованы шведскими и немецкими автомобильными концернами? Нет. Поставки энергоносителей на более льготных условиях в Беларусь означали косвенную дотацию своих российских товаропроизводителей, которые с нами работают, а их очень и очень много. Но мы ставим задачу, чтобы наша продукция не утратила конкурентоспособности, и если удастся, то это положительно скажется и на российских предприятиях.
- Какова ситуация на нефтеперерабатывающих заводах? В прессе уже подсчитывают убытки, заявляют, что, дескать, поставлять российскую нефть в Беларусь на переработку теперь невыгодно...
- Думаю, в таких заявлениях есть элемент преувеличения, но это идет от жизни. Прежде поставлять российскую нефть в Беларусь на переработку было очень выгодно. Компании чуть ли не в очередь выстраивались. Новые условия фактически стимулируют российские нефтедобывающие компании загружать свои предприятия. Но если говорить о белорусских НПЗ, то речь идет не об убытках, а о снижении привлекательности. В убыточных наши НПЗ не будут, потому что мы успели их модернизировать, и глубина переработки нефти в светлые нефтепродукты у нас гораздо выше. Поэтому загрузка белорусских предприятий сохранится.
- Какова в свете произошедших перемен судьба союзных белорусско-российских программ?
- Думаю, программы должны выполняться, как предусмотрено уже утвержденным союзным бюджетом. Хотя пересмотреть первоочередность реализации, возможно, придется исходя из их социально-экономического, оборонного значения.
- Недавно завершились переговоры по поставкам в Россию белорусского сахара. Россияне в свою очередь говорят об указах и постановлениях, ограничивающих доступ их продукции на белорусский рынок. Примерно полгода назад уже было решение специальной белорусско-российской согласительной комиссии о том, чтобы снять эти противоречия. Что теперь?
- Еще не все вопросы решены, и эта комиссия продолжит работу. Дело в том, что практически все ее члены были задействованы на переговорах по газу и нефти. Порой, исходя из стремления улучшить положение того или иного белорусского предприятия или подотрасли, принимались решения, которые дали повод российской стороне говорить о том, что мы нарушаем договоренности о равноправии субъектов хозяйствования наших стран. Действительно, раз мы стали строить отношения в такой плоскости, то надо быть предельно честными и откровенными. Позиция белорусской стороны в том, чтобы соблюдать достигнутые ранее соглашения о таможенном союзе и беспошлинной торговле без изъятий и ограничений. И если мы сможем снять претензии россиян, это косвенно даст нам право возобновить переговоры по нефти и газу. Энергоносители тоже должны быть свободны от пошлин и надбавок с точки зрения равноправия субъектов хозяйствования, входящих в единую таможенную зону.
- Но Россия повышает цены на нефть и газ и для внутренних потребителей. Со временем подобные договоренности, видимо, потеряют актуальность.
- Однако у нас есть еще как минимум 3-4 года, и за это время надо произвести серьезное техническое перевооружение белорусских предприятий за счет энергосберегающих технологий. Кроме того, Беларусь может реализовать программу своей энергетической безопасности с точки зрения внутренних альтернативных источников: малые и сверхмалые гидроэлектростанции, атомная энергетика, переработка отходов лесного хозяйства и так далее. Любой запас времени - это работа в указанном направлении. С другой стороны, я считаю, если мы говорим о едином энергетическом рынке с Россией, о том, что российская сторона претендует на определенную часть нашей нефтегазовой транспортной инфраструктуры, то вполне резонно и нам выдвигать определенные требования о допуске на арендно-концессионных условиях белорусских компаний к добыче нефти и газа на территории России. Это тоже один из вариантов, который надо прорабатывать.
- Очень важный вопрос - взаимоотношения Беларуси и России после вступления в ВТО.
- Действительно, скорость вступления в эту организацию наших стран различная, и мы полагали, что вступление России в ВТО поможет и нам. Может показаться парадоксальным, но это обстоятельство способно ускорить преобразования в самой Беларуси в соответствии с требованиями, которые выдвигает ВТО. Если наши экономические отношения будут выше, чем в этой организации, то будет лучше для всех. Мы выигрываем как от союза с Россией, так и от вступления в ВТО. Получим определенные стимулы и от укрепления интеграции с другими странами. Эти же "плюсы" будут иметь и россияне.
Кстати
Производственное объединение "Гомсельмаш" намерено создать совместные торговые дома в Новосибирской области и Ставропольском крае, а также в Казахстане. Торговые дома будут осуществлять предпродажную подготовку, реализацию и гарантийное обслуживание сертифицированной сельскохозяйственной техники ПО "Гомсельмаш". Под их контролем будет находиться также деятельность части дилерских центров объединения, которых только в России насчитывается 86. Наличие торговых домов позволит представить потребителям продукции максимально возможный комплекс услуг, вплоть до организации постоянно действующих выставок сельхозмашин, изготовленных в объединении. БЕЛТА.