Такси в Москве не станут дешевле и безопаснее
Во всей России нет норматива, который устанавливал бы правила для водителей машин с шашечками. В Москве, где "бомбилы" популярнее, чем дорогостоящие службы заказа такси, решили первыми создать прецедент: установить четкие требования к тем, кто хочет называться таксистом.
Роль первопроходца взял на себя департамент транспорта и связи. Больше года здесь писали эпохальный законопроект. Его ждали с нетерпением и депутаты. Может быть, потому, что разработчик с его помощью пообещал не только повысить безопасность перевозок и понизить тарифы на такси, но и повысить квалификацию водителей и даже снизить уровень незаконного предпринимательства.
"Пока для перевозок граждан не требуется ни патента, ни лицензии, обязательно нужен хороший закон, ограничивающий "бомбил", - неоднократно подчеркнул актуальность вопроса председатель комиссии по городскому хозяйству Степан Орлов.
Департамент транспорта пообещал таксистам, которые добровольно войдут в городской реестр, три льготы. Это снизить налоги на вмененный доход, арендную плату на землю для служб такси, а самое главное - предоставить право бесплатного пользования городскими стоянками такси. Чтобы получить "доходное место", в салоне у водителя должен быть полный пакет документов, подтверждающих, что он приехал не с улицы, а работает в конкретной фирме, реквизиты которой выдаются, как и жалобная книга, по первому требованию. Среди требований, предъявляемых к легальному извозчику, обязательна и табличка с часами работы. И это еще не все. На законном основании такси смогут управлять только водители со стажем не менее трех лет, причем из числа тех, кто "знает русский язык и умеет ориентироваться в городе". Правда, депутатов такая формулировка насторожила. "По каким стандартам и какая служба будет экзаменовать таксистов", - смутились парламентарии, услышав это требование. "Знающий дорогу в Кремль и тот, кто может четко связать несколько слов по-русски, тоже может считаться таксистом", - выяснял, например, детали депутат Гончаров. Но еще важнее, по мнению разработчиков, исправный таксометр и кассовый аппарат.
Прочитав в проекте, что легальным извозом с шашечками можно заниматься на исправной легковой машине любой марки, кроме "изготовленных в порядке индивидуального творчества", депутат Татьяна Портнова расстроилась: "Получается, что ко мне под видом такси может приехать 15-летняя развалюха". В общем, в число запрещенных для частного извоза попал только автотранспорт, не соответствующий экологическому стандарту "Евро-2". Это означает, что тысячи наемных перевозчиков на отечественных автомобилях по закону автоматически окажутся за бортом столичного рынка такси.
Но, по мнению депутатов, полностью новый закон все-таки не защитит тех, кто войдет в городской реестр от "бомбил". Дело в том, что в нем, в частности, нет ни слова о наказании владельцев авто, решивших нелегально подзаработать на извозе. Единственное, что им грозит, - штраф в размере 25 МРОТ за использование шашечек. "Нужно разрабатывать комплексные меры против нелегальных такси, иначе проблема безопасности перевозки пассажиров так и останется нерешенной", - считает спикер Гордумы Владимир Платонов.
Главная приманка для извозчика в виде места на городских стоянках на оживленных точках города тоже оказалась мнимой. Как выяснили депутаты, пока это всего лишь законодательная мечта: где точно будут размещаться такие стоянки, увы, еще неясно. Правда, полгода назад "РГ" писала о том, что одна из городских стоянок такси займет более чем доходное место на площади у трех вокзалов. Однако во время рассмотрения закона "О такси в городе Москве" об этом проекте даже не вспомнили.