В минфине убеждены, что это позволит российским добывающим компаниям усилить их позиции на мировом рынке. До сих пор процедура выделения экспортных квот предполагала долгий период согласования в различных ведомствах. Однако вчера на "круглом столе", посвященном обсуждению новых правил, представители минфина выслушали от ведущих участников рынка весьма резкую критику.
По словам руководителей отраслевых союзов и ассоциаций, отмену квот на драгоценности они, разумеется, одобряют. Формально, вроде бы, разрешений получать больше не нужно. Однако препятствий на этом пути осталось столько, что говорить о полной либерализации рынка нет смысла.
Во-первых, посетовал председатель комитета Торгово-промышленной палаты Валерий Рудаков, никуда не исчезло лицензирование экспорта металлов и камней. А чтобы добыть лицензию, необходимо выполнить несколько десятков условий, которые как связывали, так и будут связывать руки малых и средних компаний, стремящихся выйти на мировой рынок. Во-вторых, получать лицензии, обосновывать "целесообразность вывоза" драгоценных камней из страны и заключать договоры с частными компаниями поручено единственному монопольному государственному посреднику - ФГУП "Алмазювелирэкспорт".
"Такое положение является нарушением прав участников рынка в свободе предпринимательства, ведет к мнимому ощущению в вопросе либерализации рынка", - сказал Рудаков.
Кроме того, по словам других участников "круглого стола", тормозом на пути "драгоценного потока" выступает таможня, которая не готова "переварить" этот поток. Процедура вывоза драгметаллов осталась прежней - через специализированные "секретные" таможенные посты, которых на всю Россию всего 6. И количество документов при пересечении границы не уменьшилось.
"Сбылась мечта алмазников - отменена квота на вывоз алмазов", - с этих слов в дискуссию вступил Арарат Эвоян, вице-президент Ассоциации производителей бриллиантов. Между тем, по его словам, отечественные производители - малые и средние предприятия по производству ювелирных изделий - оказались в сложном положении. По данным Эвояна, вся мировая алмазная отрасль ежегодно добывает алмазов на 10 миллиардов долларов, а продает бриллиантов, изготовленных из них, на 60-70 миллиардов долларов. Россия же, добывая у себя сырых алмазов на 2 миллиарда в год, производит бриллиантов всего на 2-2,5 миллиарда. И в течение десятилетий не может наладить ювелирное производство бриллиантов внутри страны из-за многочисленных налоговых и других препон. Стоимость огранки одного карата в Индии, Китае, Армении обходится, по словам президента Российского алмазного союза Владимира Пискунова, в 15-20 долларов, а нашим ювелирам - от 55 до 90 долларов. В итоге же "бриллиантовый" президент Арарат Эвоян заметил, что пока добывающим организациям затраты по НДС будут возмещаться только при поставках необработанных природных алмазов на экспорте, а для тех компаний, кто продает их внутри России, затраты по НДС возмещаться не будут, отрасль "не разовьется". В связи с этим Эвоян неожиданно предложил увеличить экспортные пошлины на вывоз алмазов.
Ограничивает "настоящую либерализацию" рынка и отсутствие в России биржи драгоценных металлов. По мнению бизнесменов, это "неестественно для страны, занимающей лидирующее место в мире по объему производства золота, платины, палладия". Сегодня цены на производимые в России драгметаллы формируются на Лондонской бирже драгметаллов. "Почему, спрашивается?" - вопрошали участники дискуссии. Но ответа на этот вопрос от госчиновников не услышали. Между тем начальник отдела административного департамента минфина Александр Орлов, присутствовавший на "круглом столе", не стал комментировать даже исходную ситуацию и не ответил в том числе на вопрос корреспондента "РГ", что мешает созданию такой биржи. Как пояснил заместитель одной из крупнейших российских компаний, "страна в результате чуть ли не десятилетий секретности в области драгметаллов пока просто не готова к биржевой торговле. Ведь при ее возникновении должны быть полностью сняты все ограничения, в том числе и лицензии, по вывозу продукции". Правда, если Россия хочет стать полноправным членом "восьмерки" и прийти к полной конвертируемости рубля, то появления подобного рода бирж на ее территории, регулирующих в том числе и мировой рынок, просто не избежать. Но перспектива такой биржы зависит от ряда политических решений. По единодушному мнению участников дискуссии, надо работать так, чтобы продавать нефть, газ, драгоценные металлы за рубли на территории России. И к этому должны стремиться государство и бизнес. Добавил масла в огонь председатель Союза золотопромышленников Валерий Брайко. По его данным, в этом году добыча золота упала еще на 4,5 тонны. Причина в том, что для добывающих россыпное золото предприятий не созданы налоговые послабления и почти 70 процентов артелей, работающих в Магаданской, Хабаровской и Амурской областях, - банкроты.
Справка "РГ"
Четыре шага, предпринятых государством по либерализации рынка драгоценных металлов и драгоценных камней.
В 1992 году снимается гриф секретности с данных об объемах добычи, переработки и экспорта золота, в 2006 году гриф снимается и с других металлов, данные по которым были засекречены, включая металлы платиновой группы.
В 1994 году коммерческие банки получают право работать с драгоценными металлами.
В 1997 году внутренние цены на платиноиды устанавливаются на уровне мировых, ранее внутренняя цена составляла 1/10 от уровня мировых цен.
В 2007 году отменяется квотирование экспорта драгоценных металлов и драгоценных камней, то есть количественное ограничение.