В последние дни мы много узнали о первом вице-премьере Дмитрии Медведеве, о том, как он видит будущее страны. Сначала он выступил с большой статьей в деловой прессе - "Национальные проекты от стабилизации к развитию", тезисы из которой 26 января опубликовала "РГ". Потом был Всемирный экономический форум в Давосе, где Медведев возглавлял российскую делегацию. На мой взгляд, в эти дни первый вице-премьер заявил себя как интеллектуальный лидер правительства страны.
Дать такую оценку меня заставляют два обстоятельства.
Первое. Национальные проекты - не просто четыре приоритетных направления правительства, это единственный консенсус между руководством страны и обществом, который возник в последние годы. Что скрывать, отчуждение все еще есть, что видно и по отношению людей друг к другу на улицах, и по интеллектуальным "круглым столам", и по левой, и по патриотической прессе. Но мало кто сегодня возражает, что здравоохранение, образование, доступное жилье и подъем сельского хозяйства - все это очень нужно. Поэтому так важно осмысление того, какое место в развитии общества, внутренней и внешней политики страны будут иметь последствия реализации нацпроектов. Второе обстоятельство. То, что лидерство обеспечено именно этими направлениями, говорит о том, что, пожалуй, все признали приоритет создания в России экономики знаний. В постиндустриальном мире именно она на 70 процентов обеспечивает развитие национальных экономик - американской, английской. Уже не строительство заводов, а прорывные идеи являются тем локомотивом, который вывозит эти экономики в будущее, создает отрыв от развивающегося третьего мира. Самый богатый человек в мире Билл Гейтс не строил заводов, а изобрел Windows. Лондон, являющийся сегодня финансовой столицей мира, тоже не строит заводы и пароходы, но зато он победил красотой финансовых идей. И стал основной гаванью финансового мира не только Европы, но и вполне успешно конкурирует с Америкой. Поэтому если мы хотим попасть в тот заветный золотой миллиард, то только экономика знаний может нас привести туда. Так что, на мой взгляд, совсем не случайно, что в Давосе практически в первый день своего визита Дмитрий Медведев встретился с Биллом Гейтсом.
Экономика знаний не возникает на пустом месте. Для этого нужен решительный рывок в сфере образования. Это, я считаю, нацпроект номер один. Однако нездоровый ученый никогда ничего не изобретет. Поэтому благосостояние нации зависит от здравоохранения. Да и без жилья никто ничего сделать не сможет. И то, чем мы будем питаться, крайне важно. Так экономика знаний выстраивается в очень стройную цепочку реализации нацпроектов. Все это осмысленно и довольно популярно изложено в статье Дмитрия Медведева. И это, с моей точки зрения, правильная постановка стратегии прорыва.
Особенно я выделил бы роль бизнеса. Это мне ближе. И хочу сказать, что без государственно-частного партнерства (концепции относительно новой, применяемой сейчас с разной степенью успеха в развитых странах) невозможно будет проложить новую дорогу в экономике, да и реализовать нацпроекты. Это тоже показано в статье. Однако я пошел бы дальше. И предложил привлекать крупных бизнесменов в качестве менеджеров (может быть, даже региональных) для реализации проектов, связанных с жильем и сельским хозяйством. Люди, доказавшие свою состоятельность, должны теперь послужить на идею социального равенства, справедливости. И они могут это сделать. Технически такая задача также выполнима. Она вполне вписывается и в концепцию лидерства - новую и интересную идею, которую я "вычитал" в статье Дмитрия Медведева. Это ставка на лидеров из тех, кто доказал свой национальный масштаб и состоятельность, и как менеджеров, и как людей, которые влияют на общественное мнение. Их надо привлекать к общенациональным проектам, а не "бить по головам" за то, что они стали успешными. Это очень важно: и для социального мира в стране, и для продвижения вперед как экономики, так и политики.
А теперь - о чем в статье не говорилось. О пятом национальном проекте, который, как известно, уже начали разрабатывать. Наше будущее, с точки зрения демографии, особенно сложно. Население России за 2003-2004 годы уменьшилось почти на 2 миллиона человек. К 2030 году ожидается на 25 процентов падение численности трудоспособного населения. Такие масштабные изменения, конечно же, являются реальной угрозой экономическому росту. Если нет трудовых ресурсов, то нет и увеличения производительности труда, и роста ВВП.
Мы пока идем по пути материального стимулирования рождаемости. Это был правильный шаг и с точки зрения популярности, и долгосрочной перспективы. Однако быстрое и среднесрочное воздействие может оказать только миграция. И для поддержания численности населения хотя бы на том уровне, который мы сейчас имеем, по подсчетам самых передовых демографов, мы должны иметь приток мигрантов 700 тысяч человек в год с постепенным его увеличением к 2030 году до 1,2-1,3 миллиона человек. Пока же поток уменьшается. И сегодня достаточно сложно представить, какие стимулы позовут мигрантов в Россию. Большинство, кто мог и хотел, уже живет в нашей стране. Теперь нам надо будет адаптировать у себя тех, кто едет только за заработком. И это ставит перед нами очень большую задачу. Я не буду сейчас говорить о ксенофобии. Но с неприятием иностранцев, особенно из ближнего зарубежья, надо бороться, причем комплексно бороться, повышать открытость российского общества, учить его терпимости.
Последние события на российских оптовых рынках показывают, насколько стране нужны мигранты. После того, как мы удалили продавцов-иностранцев, ничего, кроме роста цен на рынках пока не добились. И это надо учесть при разработке национального проекта по демографии. Возможно, следует подумать о дифференциации миграции. Какие специалисты нам нужны? Копай глубже, кидай дальше или топ-менеджеры для каких-то проектов? Понятно, что и те и другие. Но тогда надо применять к ним и различные стимулы. Одним нужно, например, временное жилье, а другим - вид на жительство и социальные гарантии для семьи. Задача государства - систематизировать потоки мигрантов и для каждого из них разработать привлекательные условия пребывания в России.
И, наконец, об общественной поддержке всех этих начинаний. Без разъяснения конечных целей, без информированности, как идут дела, ничего не получится. Я знаю, что на техническом уровне проблема контроля за ходом реализации каждого проекта уже решена. Работает специальный интернет-сайт мининформсвязи. Дмитрий Медведев, его ближайшие соратники и помощники знают абсолютно точно в режиме реального времени, что происходит на каждом из объектов национальных проектов, включая внешний вид, например, строящейся больницы, "картинку" которой камеры передают ежесекундно. Но в целом нация пока об этом мало что знает. А вот слухов о том, что где-то нечистоплотные чиновники на местах продолжают греть руки на нацпроектах, полно. Пора уже показать товар лицом. И как можно быстрее наладить через СМИ яркий пиар того, что делается по нацпроектам. Тем более, как никогда в прежние годы, государству есть что показать народу.