Росстат выпустит свой калькулятор

Многие россияне считают, что их "личная" инфляция в несколько раз больше "государственной", то есть официальной. Например, социологическое исследование "Левада-Центра" показало, что большинство россиян считают, что цены на продукты, вещи и услуги первой необходимости выросли в 2006 году на 25 процентов. И только для 15 процентов опрошенных подорожание их семейной потребительской корзины оказалось близким к официальному уровню инфляции - 9 процентам.

Хотя тут надо пояснить, что, как правило, обнародуют среднюю инфляцию по стране, а информация по разным категориям граждан "остается за кадром".

Тем временем, исходя из данных статистического ведомства, в целом инфляция по стране планомерно уменьшается. Если в 2006 году впервые прогноз совпал с официальным уровнем (9 процентов), то в прошлые годы такого совпадения не было, и уровень инфляции оказывался больше. В 2005 году он, напомним, составил 10,9 процента. Согласно прогнозам, в последующие годы ожидается снижение инфляционного бремени - в 2008 году до 7 процентов, а в 2009-м - до 6,6 процента. Напомним, что на этот год запланировано повышение цен в среднем на 7-8 процентов.

Стоит отметить, что недоверие граждан к данным, предоставляемым официальной статистикой, не является прерогативой одних россиян. В свое время такая же ситуация подвергла министерство национальной статистики Великобритании разместить на своем общедоступном сайте инфляционный калькулятор для граждан, идею которого теперь подхватили в России. В английском варианте калькулятора предполагалось внести данные о расходах, четко ранжированных по степени давности: месячных - на еду, бензин, продукты, годовых - на выплаты по кредитам, коммунальные услуги, трехлетних - выплаты по крупным покупкам. Российский вариант, судя по всему, должен быть мягче. Так как если найдутся россияне, которые скрупулезно хранят, например, квитанции по коммунальным платежам за последние три года, и все эти данные будут введены в калькулятор, то цифры будут настолько заоблачными, что удешевление лука или картошки их не спасет. Тем более что такие квитанции, скорее всего, народ хранит, а вот изменение цен на товары повседневного спроса не отслеживает. По крайней мере, с нужной степенью подробности.

Так что благая идея может столкнуться с серьезными трудностями. Ведь точный уровень "личной" инфляции можно будет определить по подорожанию конкретных продуктов или услуг, а не их "пакета". То есть необходимо будет, например, отслеживать подорожание конкретного сорта колбасы конкретного мясоперерабатывающего завода, а не в целом колбасы этого сорта. Так же и со стоимостью проезда в маршрутном такси, необходимо знать изменение цены билета по конкретному маршруту. Так что российским гражданам придется привыкать подробно считать свои расходы. И на это уйдет время. С другой стороны, для пользователей сети Интернет, а именно на эту наиболее образованную часть общества и рассчитан калькулятор, такая услуга может стать своеобразным стимулом к совершенствованию. В любом случае идея перспективная. Она поможет не только гражданам разобраться в ситуации, но и, возможно, даст статистам дополнительную информацию по разным группам населения. Тогда при разработке антиинфляционных мер можно будет наметить "точечные удары". И облегчить положение тех, у кого "личная инфляция" растет быстрее, чем в среднем по стране.