Само стремление аграрного сообщества заполучить отраслевой закон вызывало противодействие, каждая статья - споры. Но вот наконец 11 января документ вступил в действие. Самое революционное в нем то, что государство перестало воспринимать село исключительно как место, где производятся продукты питания. И взяло на себя долю ответственности за то, как живут крестьяне, за так называемые социальные проблемы, и главную из них - занятость деревенского населения. Не менее важно и то, что товаропроизводителями признаны не только мелкие сельские предприниматели, но и владельцы личных подсобных хозяйств. Это настоящий переворот, поскольку они теперь могут рассчитывать на государственную поддержку.
Только один банк при реализации национального проекта "Развитие АПК" за год выдал 130 тысяч кредитов личным подсобным хозяйствам. В пять раз больше, чем планировал. Закон еще не был принят, а люди уже поддержали новую аграрную политику действием.
Вообще, в Законе "О развитии сельского хозяйства" почти нет положений, которые не были бы уже опробованы где-нибудь на территории России. Государство, например, декларирует намерение поддерживать сельхозтоваропроизводителя из бюджета. В числе прочего, правительство теперь обязано следить за паритетом цен на те товары, которые сельское хозяйство производит, и на те, которые потребляет. Прецедент уже есть - в прошлом году аграрии добились компенсации части затрат, связанных с бурным ростом цен на топливо. Еще один (явно удачный) опыт бюджетной поддержки - субсидирование процентной ставки по кредитам за счет государственной казны. Весь национальный проект "Развитие АПК" построен на таком партнерстве агробизнеса, банков и государства. При этом предприниматель в случае неудачи рискует потерять имущество, банк - деньги, привлеченные под проценты с финансовых рынков, государство - не добиться поставленных целей. Поэтому все участники сделки семь раз отмеряют, перед тем как отрезать. В результате в прошлом году объемы кредитования села выросли в десятки раз, заемщики исправно возвращают банкам деньги, а производство молока и мяса в стране выросло.
Еще одно важное намерение государства - защищать интересы отечественного сельхозпроизводителя на рынках. В том числе - и с помощью таможенно-тарифного регулирования. И в этой области тоже есть удачный опыт. Квотирование импорта мяса, например, при всех частных издержках, по общему мнению, освободило толику рынка для отечественных птицеводов и свиноводов и позволило их предприятиям развиваться.
Все механизмы поддержки аграрного производства, описанные в новом Законе "О развитии сельского хозяйства", очень тонкие, и мало напоминают "раздачу слонов" времен развитого социализма. Дитя компромисса получилось умным, оптимистичным, но, к сожалению, пока одноногим. В США, например, аграрный закон принимают на 7 лет, и в нем описаны и направления действий американского государства, и размеры поддержки, на которые могут рассчитывать фермеры. Российский закон тоже сначала был таким. Но в результате обсуждения проекта все цифры из текста документа исчезли. Остались одни намерения. И программа развития сельского хозяйства могла бы восполнить этот пробел. Без нее никто не узнает конкретные суммы господдержки. Планируется, что такая программа будет утверждена правительством до 15 июля.
И тогда, как сказал министр сельского хозяйства Алексей Гордеев, "тот, кто работает в аграрном бизнесе, и те, кто проживает в сельских территориях, получат паспорт действий государства в этой непростой сфере". Тогда на полную мощность заработает и закон.