Устаревшая система исчисления налога на добычу полезных ископаемых тормозит развитие российского углепрома

Как результат, все в большем числе регионов страны возникает дефицит энергомощностей и вводятся ограничения на подключение к энергоснабжению новых потребителей. Это не только тормозит инвестиционную активность и рост экономики, но в ближайшее время может привести к энергетическому голоду - достаточно вспомнить о предупреждениях энергетиков накануне нынешней зимы о возможных отключениях электроэнергии в ряде крупных городов в случае значительного понижения температуры (пока что нам везет с погодой!).

Для кардинального решения этой проблемы необходимо провести масштабную программу реконструкции существующих энергогенерирующих мощностей и строительства новых электростанций в рамках комплексной программы развития электроэнергетики до 2020 года.

Безусловно, программа должна строиться с учетом сегодняшнего топливно-энергетического баланса страны, прежде всего - нарастающего дефицита газа. Уже сейчас можно смело сказать, что больше газа становиться не будет. Единственным реальным выходом остается значительное увеличение потребления угля - Россия занимает второе в мире место по объему запасов угля и их хватит минимум лет на 400, в отличие, например, от нефти. Поэтому недостаток энергии может быть восполнен за счет увеличения потребления угля на 100-150 миллионов тонн в период до 2015 года. Однако расширение потребления угля потребует масштабных инвестиций в модернизацию угольных предприятий.

Российской угольной промышленности сегодня необходимы коренные изменения. Степень износа основных фондов угольных предприятий, специализирующихся на добыче энергетического угля открытым способом, достигает 70-80 процентов, что приводит к увеличению рисков аварий и повышает угрозу жизни и здоровью сотен тысяч работников угледобывающих предприятий.Более 25 процентов несчастных случаев напрямую связаны с горно-транспортным оборудованием. Проблема снижения уровня безопасности горных работ сформировалась в значительной степени в 80-90-е годы прошлого века из-за недофинансирования отрасли и резкого снижения технологической и производственной дисциплины. Крупнейшие российские угольные компании предпринимают беспрецедентные меры для повышения безопасности труда. Более 20 процентов капитальных вложений направляются на эти цели (в 2006 г. - 5 миллиардов рублей). Однако и этих средств не хватает для кардинального решения проблемы.

Другим ключевым направлением является повышение производительности труда. Отставание в сфере технологий добычи и переработки угля приводит к ее снижению на среднестатистическом угольном предприятии России в десятки раз по сравнению с ведущими мировыми компаниями. Это приводит к разбазариванию трудовых ресурсов и завышению себестоимости угля, делает слабыми и неконкурентоспособными экспортные позиции российских угольных компаний.

Необходимо отметить и высокую степень выработки эксплуатируемых месторождений, что также приводит к росту себестоимости добычи угля и к увеличению доли убыточных шахт и разрезов. Более 90 процентов предприятий отрасли (!) дорабатывают месторождения, остаточные запасы которых не превышают 50 процентов от первоначальных, и могут быть полностью исчерпаны в течение 10-15 лет. Есть много разведанных месторождений, но для их освоения нужны масштабные инвестиции. Безусловно, это не столь масштабные инвестиции, которые необходимы для освоения новых газовых месторождений, однако с учетом невысокой доходности угольного бизнеса объем этих инвестиций превышает возможности угольных компаний.

Для этого главным направлением государственной поддержки развития отечественной угольной отрасли должно стать создание налоговых стимулов для угольных предприятий. В частности - корректировка налога на добычу полезных ископаемых (НДПИ) для предприятий угольной промышленности.

Низкая и/или дифференцированная ставка НДПИ используется во многих странах для стимулирования и поддержки национальной угольной отрасли. Например, в Китае ставка налога, аналогичного НДПИ, ниже действующей в России ставки НДПИ для угледобывающих предприятий (4 процента) в 4 раза, в Польше и ЮАР - в 2 раза. Большинство угледобывающих стран мира широко используют принцип диверсификации ставок НДПИ для различных угледобывающих предприятий и месторождений угля. В Аргентине ставка колеблется от 0 до 3 процентов; в Ирландии - от 1,5 до 4,5 процента, в ЮАР рассматривается вопрос об установлении ставки в зависимости от качественных характеристик углей в диапазоне от 1 до 3 процентов (при этом для месторождений с высоким уровнем выработки ставки могут снижаться до 75 процентов). Максимальные ставки НДПИ в международной практике устанавливаются для месторождений первосортного угля - коксующихся углей, а для менее качественных, так называемых энергетических углей, - минимальные. Это объясняется тем, что энергетические угли имеют низкую калорийность, и, как следствие, низкую стоимость, и их покупают предприятия ЖКХ, электроэнергетики и население, т.е. имеют ключевое значение для социальной и экономической стабильности государства.

Есть опыт налоговых льгот и в нашей стране, предусматривающий значительное облегчение по НДПИ для части нефтедобывающей отрасли. Идея налоговых льгот для угольщиков не нова: об этом в феврале прошлого года говорили на совещании в Кузбассе с участием председателя правительства РФ М.Фрадкова. Эту же мысль отстаивал и губернатор Кемеровской области А. Тулеев на совещании по социально-экономическому развитию сибирских регионов в Томске, проходившем под председательством президента РФ двумя месяцами спустя.

Не так давно ряд депутатов и членов Совета Федерации внесли на заключение правительства РФ проект федерального закона "О внесении изменений в главу 26 части второй Налогового кодекса РФ", препятствующую снижению темпов добычи угля на выработанных месторождениях и созданию стимулов к освоению новых. Законопроект предполагает установление дифференцированной ставки НДПИ для предприятий угольной промышленности, добывающих энергетические угли. По мнению разработчиков закона, это позволит перейти от слов к делу - создать условия для эффективного инвестирования в освоение угольных ресурсов с невысокой рентабельностью, дать нашим предприятиям возможность вкладывать в развитие добычи на новых участках и месторождениях.

Идеология законопроекта логична и достаточно проста: предусматривается несколько уровней ставки НДПИ для угледобывающих предприятий. Нулевая ставка будет применяться только к энергетическому углю, добытому в объеме, эквивалентном поставкам бюджетным организациям, предприятиям ЖКХ, энергогенерирующим организациям, а также организациям ТЭК, осуществляющим заготовку угля для поставки населению; углю, добываемому в контурах горного отвода, балансовые запасы которого позволяют продолжить добычу не более 5 лет. Подобная льгота может быть установлена для разработки новых месторождений (с момента начала разработки и до истечения 5 лет после достижения проектной мощности).

Ставку в 1 процент предполагается ввести на энергетический уголь, поставляемый на экспорт (на период до 2015 года), и коксующийся уголь в объемах, эквивалентных поставкам предприятий оборонно-промышленного комплекса для исполнения государственного заказа. Двухпроцентная ставка предусмотрена для коксующегося угля, поставляемого на экспорт (на период до 2015 года). Ставка от 0 до 3 процентов будет применяться на уголь, добываемый подземным способом, в зависимости от газообильности, коэффициента вскрышных работ и глубины залегания пласта.

Введение указанных льгот благоприятно отразится на темпах развития отечественной угольной промышленности. Более того, незначительное сокращение бюджетных поступлений (до 2,3 миллиарда рублей в год по всей отрасли) будет с лихвой компенсировано ростом объемов производства, созданием новых рабочих мест, строительством новой инфраструктуры. Появится возможность избежать нынешнего роста тарифов для населения, предприятий ЖКХ и бюджетной сферы, ВПК, увеличить поступление налогов. Эти выводы опираются на расчеты, подтверждающие правоту авторов законопроекта.

Так, в настоящее время сумма платежей по налогу на добычу полезных ископаемых в части энергетического угля - 3 миллиарда рублей в год. Применение дифференцированной ставки снизит сумму НДПИ до 700 миллионов рублей в год, но снижение НДПИ влечет одновременное увеличение налога на прибыль. Даже исходя из допущения, что сумма выпадающих доходов региональных бюджетов будет компенсирована за счет федерального бюджета, утвержденного в размере 6965 миллиардов рублей, возможные прямые потери бюджета составят всего 0,03 процента.

При этом угледобывающие предприятия направляют высвобождаемые средства на создание производственной инфраструктуры и полностью покрывают выпадающие поступления в доходы бюджета за счет дополнительных налогов, возникающих в смежных отраслях промышленности. Совокупный экономический эффект может быть достигнут за счет роста отчислений по налогу на прибыль, НДФЛ и ЕСН, а также сокращения расходов Федерального бюджета на частичную компенсацию затрат по добыче угля и на профессиональную переподготовку работников угольной отрасли.

Успешность экономических показателей деятельности угольных компаний улучшит социальную обстановку в угледобывающих регионах России и повысит качество жизни работников и пенсионеров предприятий угольной отрасли.

Авторы законопроекта надеются, что их взгляды совпадут с позицией правительства РФ - тогда уже в нынешнем году угольная индустрия получит новый шанс не просто выживать, но и развиваться.

 комментарий

Анатолий Рубан, заместитель директора Института проблем комплексного освоения недр РАН (ИПКОН), член-корреспондент РАН:

- В сложившейся в электроэнергетике страны ситуации государство должно дать достаточно четкие сигналы всем заинтересованным сторонам о изменениях своей энергетической стратегии и необходимости конкретных и безотлагательных мер, способных предотвратить возникновение положения, когда именно дефицит электроэнергии может стать основным ограничивающим фактором развития российской экономики.

Ввиду сложившейся ситуации с газообеспечением "большой" тепловой энергетики соответствующее наращивание производства угольного топлива является в средне- и долгосрочной перспективе, как показывает мировой опыт, наиболее реальной возможностью частичного, но масштабного замещения газа в топливно-энергетическом балансе страны и эффективным инструментом обеспечения энергетической безопасности страны.

И введение дифференцированной ставки НДПИ, в первую очередь при добыче энергетических углей, явится именно таким сигналом государства, способным создать реальные стимулы для обеспечения производства высококачественных угольных энергоресурсов в объемах, необходимых для ускоренного развития угольной энергогенерации.

На протяжении длительного периода ТЭК страны работал в условиях "газовой паузы". Нерыночный характер функционирования газовой и энергетической отраслей обусловили непривлекательность угля для энергетики ввиду сложившейся диспропорции цен на природный газ и уголь, что привело к снижению доли угольной генерации до 25 процентов. Эта тенденция находится в явном противоречии с общемировой, поскольку угольная генерация не только сохраняет и укрепляет свои позиции в странах ОЭСР, но и бурно развивается в таких странах, как КНР, Индия, других странах АТР, а также в Латинской Америке. Основой этого процесса является доступность угольных ресурсов и интенсивное технологическое развитие угольно-энергетического комплекса с расширением применения "чистых угольных технологий".

Необходимость изменения сложившейся в нашей стране ситуации осознана всеми заинтересованными сторонами - обществом, государством, бизнес- и экспертным сообществом. В соответствии с распоряжением президента Российской Федерации В.В. Путина правительству поручено диверсифицировать топливно-энергетический баланс страны в сторону снижения доли природного газа, в основном за счет увеличения доли угольной генерации. Наряду с решениями по либерализации газового рынка это существенно повышает инвестиционную привлекательность угольной энергетики.

Российские угольные компании сумели в период 2002-2005 годов использовать относительно благоприятную конъюнктуру мирового угольного рынка - Россия стала третьим мировым экспортером - и добиться определенных успехов в решении проблем модернизации угольной отрасли. Однако последствия жесточайшего кризиса 80-90-х годов в отрасли, характеризовавшимся в т.ч. масштабным недофинансированием, прежде всего, добычи энергетических углей, до сих пор не преодолены в полной мере. К числу основных "унаследованных" проблем, препятствующих интенсивному росту добычи и переработки энергетических углей для опережающего обеспечения потребностей угольной энергетики, следует отнести:

- высокую степень износа основных фондов - до 70-75 процентов на значительной части предприятий;

- горное хозяйство большей части угольных предприятий требует глубокой модернизации и, соответственно, инвестиций для интенсификации и концентрации горных работ, необходимых для эффективной работы в условиях рынка;

- производительность труда в среднем в 3-5 раз ниже лучших мировых показателей для аналогичных условий разработки;

- недостаточный уровень безопасности горных работ, при том, что, например, газоносность наших шахт в среднем лишь немного уступает шахтам Украины - самым метанообильным в мире. Только за последние 10 лет в авариях по газовому фактору страна потеряла более 440 шахтеров;

- отсутствие масштабного освоения новых месторождений энергетических углей и создания для этого необходимой инфраструктуры.

В то же время, в соответствии с прогнозом потребности в топливе для ТЭС на период от 2010 до 2020 годов практически весь прирост - 70-90 миллионов тонн условного топлива приходится на уголь. Инвестиционных возможностей только угольных компаний для решения этих масштабных задач недостаточно, поэтому введение дифференцированных ставок НДПИ явилось бы очень своевременным и логичным решением, поскольку инвестиционный цикл в угольной промышленности достаточно длительный и стимулы для роста инвестиций необходимо формировать с опережением.

Данное решение было бы и справедливым с экономической точки зрения, поскольку доходность добычи энергетических углей невысока и сдерживалась на протяжении всех предшествующих лет тарифной политикой государства в энергетике. Следует отметить, что льготы по НДПИ уже применялись для нефтяной промышленности (и это дало соответствующий результат), когда государство сочло, что отрасль находится в "сложном состоянии". С учетом задач, которые ставятся перед угольной промышленностью, это определение еще более справедливо для характеристики состояния угольной отрасли.

Принятие решения о дифференциации НДПИ позволило бы угольным компаниям, добывающим прежде всего энергетические угли, сформировать дополнительные инвестиционные источники как для преодоления вышеуказанных проблем, так и для обеспечения интенсивного роста добычи и переработки углей, рационального недропользования на вырабатываемых месторождениях за счет увеличения полноты выемки запасов, которые сейчас могут быть квалифицированы как нерентабельные, и освоения новых месторождений и участков.

Михаил Щадов, президент Международного горного конгресса, экс-министр угольной промышленности СССР:

- Российская угольная промышленность лишь в начале XXI века начала выбираться из тяжелейшего системного кризиса конца 80-90-х годов.

Позитивные перемены появились и благодаря программе реструктуризации угольной отрасли, и бескомпромиссной позиции ряда региональных лидеров (в частности, кемеровского губернатора Амана Тулеева), и приходу в отрасль эффективных собственников. Но во многом возрождению нашей угольной промышленности, я считаю, улыбнулась удача - в 2003 - начале 2005 года ощутимо выросли мировые цены на уголь, что сделало для наших предприятий рентабельными поставки на экспорт. Воспользовавшись ситуацией, российские угольщики осуществили настоящий прорыв на мировой угольный рынок, заняв на нем долю около 12 процентов.

Однако в течение 2005 года цены на мировом угольном рынке упали более чем на 30 процентов. К тому же это падение сопровождалось ростом железнодорожных тарифов на перевозку экспортных углей в России. В итоге экспорт нашего угля по целому ряду направлений стал нерентабельным, российский уголь стал менее конкурентоспособным по сравнению с топливом производителей из других стран.

Между тем доходы от экспорта являлись фактически единственным ресурсом, позволившим угольным компаниям погасить многомиллиардные долги по налогам и заработной плате, развернуть масштабные инвестиционные программы.

Проблем у угольной отрасли множество - это и чудовищная изношенность основных фондов, и устаревшее оборудование и технологии, не обеспечивающие современный уровень производительности и безопасности производства, и огромная социальная нагрузка. На решение этих вопросов угольные компании ежегодно тратят миллиарды рублей при том, что прибыльность угольного бизнеса из-за снижения мировых цен и застоя на внутреннем рынке крайне низка. И если не поддержать в это трудное время находящуюся на распутье угольную промышленность, все позитивные тенденции последних лет, наметившиеся в отрасли, могут быть уничтожены, экономические и социальные последствия чего могут быть самыми тяжелыми.