Попереключаем...
Едва мы пережили шок, полученный от младенцев с заклеенными ртами, как пришла весть о воспитательнице из детского сада, успокаивающей шумных детей уколами снотворного.
Телеканалу НТВ мало показалось экстремальной уголовной хроники в передачах "Чрезвычайное происшествие", "Специальный корреспондент", "Чистосердечное признание" и "Программа максимум", так он еще нашел время для передачи-приложения к тому, чем еженедельно пугает Глеб Пьяных. Теперь после его "Максимума" пойдет его же проект "Русские сенсации". Тоже не минимум.
На сей раз "русской сенсацией" оказалась пыльная, проеденная молью мировая закулиса в виде масонской ложи. В передаче перепеваются старые россказни о том, как таинственные, глубоко законспирированные графы, лорды, князья то руководят правительствами, то предаются разврату. Под телекамеры разыгрывается обряд посвящения в масоны... Все это было бы смешно, если бы не было так умопомрачительно серьезно и пафосно.
Все это было бы далеко от сегодняшней реальности, если бы не намек авторов программы на то, что в нынешнем правительстве Украины проходу нет от министров-масонов.
Из показаний Ноздрева
А мы-то думали-гадали: отчего у нас проблемы с Украйной ридной? Теперь все и разъяснилось. Очень вовремя - аккуратно накануне визита президента Ющенко в Москву. Кстати, не масон ли и он?
- Масон, - ответил бы лучший друг Чичикова Ноздрев.
- А Лукашенко?
- Лукашенко - переодетый Березовский.
- А правда ли, что Гагарина "заказал" Брежнев? - это уже вопрос от программы "Постскриптум"?
У Пушкова эта версия рассматривалась на полном серьезе. Улик никаких, только подозрительные обстоятельства: кто-то заметил, что перед тем как истребитель врезался в землю, из него шел дым. Спустя несколько дней после катастрофы техника самолета нашли задушенным. По официальной версии, он покончил жизнь самоубийством. Тогда встал вопрос о мотиве.
Для Ноздрева это не вопрос: Брежнев из зависти к славе и популярности космонавта решил его устранить. Он так на Политбюро, как сейчас помню, и просипел: "Или Хгагарин, или я, товахищи".
Неисчерпаемый источник версий и домыслов - жизни товарища Сталина и камрада Гитлера.
Вам хочется мистики?..
Наконец найдено недостающее звено в отношениях двух самых одиозных вождей ХХ века - это некто Гурджиев. Мало кто из широкой публики о вышеупомянутом господине до сих пор что-либо слышал. Но теперь мы о нем многое узнали из показанного по телеканалу "Россия" документального фильма, который так и называется "Гитлер, Сталин и Гурджиев".
Во-первых, он вместе со Сталиным учился в семинарии, затем с ним же отбывал каторгу. А с Гитлером он был связан опосредованно через лиц, интересовавшихся кабалистикой. Это он придумал для большевиков отличительный знак - пятиконечную звезду, а для нацистов - правостороннюю свастику. Два вампира- Сталин и Гитлер- впитали его теорию "преодоления зла злом" и "переделки человека человеком" и попробовали ее осуществить на практике.
С экрана вновь зазвучали уже набившие оскомину в предыдущих экскурсах в историю увлечений нацистами мистикой власти словосочетания "симур", "самург", "страна Шамбала". Только теперь мы, наконец, поняли, что и Гитлера и Сталина вдохновлял именно Георгий Гурджиев - ученый, мистик, маг, экспериментатор, гипнотизер, ученик дервишей и даже геополитик. Он много чего успел обдумать и свершить: основал единое трудовое братство (как будто бы на территории Швейцарии), создал Общество искателей истины, утвердился во мнении, что Луна - самый большой враг человечества, поставил авангардный хореографический спектакль и "якшался", по свидетельству философа Александра Пятигорского, "черт знает с кем".
В конце концов по дороге в Фонтебло машина, на которой ехал Гурджиев, врезалась в дерево и он погиб.
Тут мы не могли не обратиться за комментарием к нашему старому знакомому Ноздреву. "Нет, это все не случайно", - предупредил он наш вопрос. "А кто?" - "И думать нечего: Сталин". - "А говорят, что Гитлер..." - "И Гитлер".
...Вообще-то о Гурджиеве написано немало. Но в энциклопедиях и научных статьях его жизнь выглядит более прозаичной, а на экране она столь загадочна; она окутана покровом тайны и сама представляет собой покров, который авторы фильма набрасывают на хорошо известные исторические обстоятельства.
У нашего ТВ с некоторых пор обнаружился пунктик - оно пристрастилось к мистике и все явное хотело бы сделать тайным. Или, по крайней мере, преподнести как нечто загадочное. Как я понимаю, для пущего интереса со стороны зрителя, которому уже мало крови, садизма и садомазохизма в мире экстремально уголовной хроники. Ему подай чего-нибудь потустороннего, загробного.
Не сильно удивлюсь, если вскорости появятся в нашем эфире сеансы столоверчения с вызыванием духов покойных ньюсмейкеров.
Непокоренные
Можно было бы впасть и в отчаяние, если бы не несколько обнадеживающих примеров.
На очень "клубничную" тему сделана программа Леонида Млечина "Подари фюреру ребенка" - об адюльтере в Третьем рейхе, о роли постели в нацистском государстве. Но в зеркале трогательных вроде бы человечных забот нацистов о здоровье германской нации, о деторождаемости в условиях войны проглядывает такая гнусная бесчеловечность режима.
Это очень важно почувствовать и понять: античеловечность нацизма - не только в геноциде, Холокосте, в лишении людей жизни, но и в его планах зачатия жизни.
...Не стал заниматься пенкоснимательством репортер Андрей Лошак с такой желтой проблематики, как участь героев реалити-шоу в отличие от создателей видеоочерка "Крутые дети". Он увидел в этой "реалити-мании" общественную проблему. Он показал, как в медиапространстве нашли друг друга два извращения - эксгибиционизм и вуайеризм, протянули друг другу руки. И получились из этого соития такие шоу, как "За стеклом" когда-то, а теперь и "Дом-2".
Обнадеживающим проектом кажется только что стартовавший "Главный герой" Антона Хрекова, к анализу которого еще будет случай вернуться.
***
Ну, а лучшее, что можно было увидеть с начала года в отечественном эфире, так это французский документальный фильм "Рихтер непокоренный".
Мы увидели, что такое непокоренная культура, а главное, что такое непокоренная человечность. Наконец, мы не могли не заметить, что есть еще и непокоренная территория документалистики.