Похитителей нефти лишили транспорта

Если прежде похитители нефтепродуктов из трубы в основном отделывались денежными штрафами и преспокойно продолжали свой преступный промысел, то теперь делать это будет затруднительно: по решению местного суда своего транспорта они лишены - он обращен в доход государства.

В самом конце минувшего лета ГУВД Самарской области в рамках операции "Нефть" объявило настоящую войну нефтебойлерам. На всех постах ГИБДД стали проверять каждый такой автомобиль. В сутки тщательнейшему контролю подвергалось до 200 машин, 50-60 из которых помещались на временные стоянки как вызвавшие подозрения. Среди компаний-перевозчиков нефтепродуктов началась паника, вылившаяся в написание петиций руководству милицейского главка. Но это не остановило ГИБДД, поскольку ее сотрудники чуть ли не ежедневно обнаруживали бойлеры с нефтепродуктами, документы на которые либо были подделаны, либо вообще отсутствовали.

А затем начался новый этап борьбы с перевозчиками краденого. Силовики стали подавать в суды иски о принудительном изъятии у собственников автомобилей, перевозивших похищенные нефтепродукты. В первую очередь тех из них, которые были задержаны непосредственно у криминальных врезок в трубопроводы. И вот первое такое судебное решение после всех обжалований и апелляций вступило в законную силу.

По словам заместителя начальника главного следственного управления ГУВД Самарской области Юрия Супонева, кинельский прецедент появился не вдруг. Суды в последнее время наконец-то стали проявлять жесткость в процессах над теми, кто самовольно производит врезки и крадет нефтепродукты. Если раньше дело обычно завершалось штрафами, а в редчайших случаях - условными сроками, то теперь все чаще реально лишаются свободы на 3 - 4 года. А это начинает подрубать под корень саму нефтепреступность. По данным ГУВД, сегодня организаторы преступных групп уже начинают испытывать проблемы с подбором рядового состава - теми, кто непосредственно делает врезки, крадет и перевозит ворованное.

Вместе с тем Ю.Супонев отметил, что вина за криминальные врезки во многом ложится и на сотрудников службы безопасности трубопроводов. По его словам, "в производстве ГСУ нет ни одного уголовного дела, ни одного факта, связанного с непосредственным задержанием сотрудниками СБ преступников во время изготовления врезки. Это говорит о том, что в работе служб безопасности неверно расставлены акценты. Их деятельность совершенно не направлена на своевременное обнаружение криминала: на многих перекачивающих подстанциях до сих пор отсутствует оборудование, позволяющее через пару десятков секунд с точностью едва ли не до метра определить место совершаемой врезки и направить туда мобильную группу. Впрочем, в некоторых компаниях нет не только оборудования, но и самих мобильных групп. Порой транспортировщики даже не знают, сколько нефти у них украдено через ту или иную врезку. В результате следователи не могут в обвинении указать точную сумму похищенного".

Кроме того, по данным главного следственного управления, в компаниях, транспортирующих нефтепродукты, - высокая степень коррумпированности сотрудников, многие из которых фигурируют в уголовных делах о хищении. Ибо только с их помощью можно узнать, где и на какой глубине проходит та или иная труба.

Первый процесс о конфискации нефтевозов вызвал неоднозначную реакцию у собственников такого транспорта и их юридических служб. Они согласны с тем, что транспорт, перевозящий ворованные грузы, является орудием совершения преступления и по решению суда, согласно УПК РФ, может быть подвергнут специальной конфискации. Однако в том случае, если преступники, совершившие врезку и укравшие нефтепродукты, арендовали нефтевоз, как бывает в большинстве таких ситуаций, его собственник не должен нести ответственность за преступные деяния арендатора. Если, конечно, между ними нет доказанного следствием и подтвержденного судом сговора. Поэтому, по их мнению, хотя в суды области сейчас и направлены несколько десятков исков о специальной конфискации нефтевозов, не только перевозивших ворованные нефтепродукты, но и задержанных непосредственно возле криминальных врезок, у большинства из них нет никакой судебной перспективы, так как этот транспорт был арендован у собственников, ни сном ни духом не подозревавших о том, для чего его намеревался использовать арендатор.

Аркадий Соларев

"РОССИЙСКАЯ ГАЗЕТА"

САМАРА