Как сообщили вчера информ-агентства, министерство экономики республики ввело новые тарифы на транзит российской нефти по территории страны. Пока еще трудно сказать, согласовывались ли эти цифры с российскими нефтяниками, но в любом случае для них минские нововведения - сюрприз малоприятный. Если раньше россияне за транзит через Белоруссию платили 0,41-0,6 доллара за тонну нефти на 100 километров, то с 15 февраля им придется платить от 1,29 до 3,5 доллара. Таким образом, по сравнению с прошлым годом тарифы увеличились почти в пять раз. Если учесть, что через Белоруссию ежегодно перекачиваются десятки миллионов тонн российской нефти, то нововведение обойдется россиянам в кругленькую сумму.
Новые тарифы были объявлены сразу после того, как российские нефтяные компании начали подписывать контракты на поставку сырья в республику по новой формуле цены на нефть. Суть ее в том, что цена поставок привязывается не к внутренним российским ценам, а к мировым за вычетом затрат на фрахт, портовые сборы и другие транспортные расходы. В результате, как утверждает заместитель председателя концерна "Белнефтехим" Михаил Осипенко, средняя цена поставок российской нефти составит в нынешнем году 225 долларов за тонну, что "на 130 долларов дешевле, чем она обходится тем же полякам, немцам и потребителям российской нефти в других странах". И это - с учетом ввозной пошлины. Как считают некоторые белорусские эксперты, за нефтяной договор России и Белоруссии заплатят российские нефтяники: вывозную пошлину в 53 доллара за тонну вычтут из их контрактов.
Разумеется, поставщики сырья не собираются работать в Белоруссии на условиях благотворительности. Однако подробности заключенных контрактов, ссылаясь на коммерческую тайну, пока не комментируют ни в "Белнефтехиме", ни в российских компаниях.
Столь впечатляющий рост транзитных тарифов - ответ белорусского президента на нефтяные соглашения с Москвой, которые, по словам Александра Лукашенко, оказались невыгодными для республики. По его мнению, если Россия в торговле с Белоруссией переходит на рыночные цены, то и Белоруссия вправе взять с нее рыночную цену за транспортировку нефти и газа. По мнению Лукашенко, есть масса и других вариантов потрепать карманы "российских олигархов".
О "других вариантах" накануне уже сообщил журналистам председатель Госкомимущества Белоруссии Георгий Кузнецов. По его словам, Белоруссия в нынешнем году надеется получить около восьми миллионов долларов от платы за землю, на которой расположены нефтегазопроводы. Проект соответствующего указа президента уже находится на рассмотрении в Совете министров страны. Согласно ему иностранные компании в виде арендной платы за пользование землей выложат около 5 миллионов.
Новые условия поставок нефти в страну, поставившие крест на белорусском "нефтяном офшоре", фактически приравняли работу белорусских НПЗ к условиям, принятым в мире. Но под новые внешние условия надо срочно менять и внутренние правила игры. В январе такие правила сформированы не были. В результате российским компаниям, поставляющим давальческую нефть в республику, работать с Белоруссией оказалось просто невыгодно.
Тем временем "Транснефть" утвердила технический проект строительства экспортного нефтепровода в обход Белоруссии, сообщил президент компании Семен Вайншток.