Минфин ужесточает требования к руководству кредитных организаций

Этот законопроект якобы наделяет Центробанк не только правом устанавливать свои требования при утверждении руководителей банков на должность, но и лишать их работы за плохую репутацию.

Требования к деловой репутации предусматривают, что в течение года перед созданием банка лицо не должно совершать административных правонарушений в области финансов, налогов, ценных бумаг, а также в области предпринимательской деятельности, сообщил "Интерфакс", ссылаясь на источник в минфине. Деловая репутация топ-менеджера или владельца банка будет признаваться неудовлетворительной. Если его признают виновным в банкротстве банка. Кроме того, Центробанк сможет признать репутацию банкира неудовлетворительной, если менее чем за два года до создания банка он был уволен в связи с нарушениями "при обслуживании денежных или товарных ценностей".

Причем если раньше при согласовании кандидатур топ-менеджеров банков Центробанк утверждал лишь председателей правления банков, их заместителей и главных бухгалтеров, то сейчас он может получить право влиять еще и на назначение президента, заместителей главных бухгалтеров, руководителей и главбухов филиалов банков. На основании поправок аналогичные требования будут предъявляться также к учредителям банков и владельцам крупных пакетов акций кредитных организаций.

При этом ЦБ оставляет за собой право отказать акционерам в получении согласия на приобретение акций при признании деловой репутации инвестора неудовлетворительной.

   КОМПЕТЕНТНО

Владимир Луков,

заместитель директора Департамента финансовой политики Министерства финансов РФ: 

- Это не какой-то секретный законопроект, появившийся неизвестно откуда. Идея этих поправок принадлежит не Центробанку, а минфину, она содержится в разработанной нами стратегии развития банковской системы России. Еще в начале разработки стратегии в нее был внесен вопрос повышения требований к деловой репутации первых лиц кредитной организации. В подготовке этой стратегии, в том числе и в обсуждении этих мер, принимало участие банковское сообщество - Ассоциация российских банков и Ассоциация региональных банков России. Когда мы писали тексты законопроектов, которые необходимо принять в рамках стратегии, министр финансов неоднократно встречался с представителями банковского сообщества. А в 2003 году, по просьбе президента Ассоциации российских банков Гарегина Тосуняна, мы передали в ассоциацию концепцию всех разработанных законопроектов, в числе которых были и поправки о повышении требований к репутации банкиров. Тогда они никаких замечаний со стороны банковского сообщества не вызвали. И в 2005 году, когда стратегия принималась на заседании правительства, этот вопрос тоже озвучивался, и ни одного голоса "против" со стороны банкиров не раздалось. Поэтому я не могу понять, почему сейчас данные поправки вызвали такой шум в банковском сообществе.

Положение о том, что Центробанк будет не только применять данные критерии деловой репутации при назначении топ-менеджмента банка, но и его лишать права работать в банковской сфере в случае, если после его назначения раскроются какие-то факты о ранней недобросовестной деятельности, тоже существовало в законопроекте со времени его появления. Оно неоднократно обсуждалось с банкирами и тоже не вызывало у них никаких возражений.

Действительно, мы предлагаем устанавливать требования к деловой репутации банкиров, уже занимающих должности. И что в этом плохого? Ведь после принятия этих поправок у всех работающих банкиров репутация будет предельно чистой не только в отношении его нынешней деятельности, но и в прошлом. К тому же международная практика отслеживания чистоты деловой репутации банкиров на сто процентов такая же.

Данная практика вовсе не повысит коррупционность при работе надзора Центробанка, а наоборот, снизит. Ведь если сейчас можно дать взятку, надзор закроет глаза на все твои прежние прегрешения, ты займешь должность и будешь спокоен, то после принятия поправок банкира с "темным" прошлым можно будет проверить в любой момент и давать взятки чиновникам ЦБ станет уже бесполезно.

По поводу сроков внесения этих поправок в Госдуму ничего конкретного, к сожалению, сказать не могу. Стратегия развития принята к исполнению до 2008 года, поэтому можно предположить, что к середине 2007-го - началу 2008 года этот законопроект будет внесен в Госдуму.