Дмитрий Медведев прогнозирует понижение ипотечной ставки

Об этом заявил на прошлой неделе в своей "программной" статье первый вице-премьер Дмитрий Медведев. По его информации, за январь - октябрь 2006 года было выдано ипотечных кредитов на сумму 160 миллиардов рублей, что на 40 процентов превышает заданные параметры. Первый вице-премьер оценил этот результат как "неплохой, хотя и недостаточный" для реализации национального проекта "Доступное и комфортное жилье - гражданам России".

Впрочем, ожидаемого удвоения ипотечного кредитования в этом году можно добиться, повышая привлекательность и доступность ипотечных кредитов. "Удалось, с учетом той ситуации макроэкономической, которая сложилась в стране, снизить ставку до 11 процентов годовых уже в прошлом году, и в этом году мы рассчитываем на дальнейшее снижение ипотечной ставки", - сказал первый вице-премьер, подводя в Госдуме итоги реализации нацпроектов.

Но очевидно, что одних лишь усилий федерального центра для этого мало. Дмитрий Медведев подчеркнул, что решающая роль в выполнении целей нацпроекта принадлежит и будет принадлежать регионам. А федеральная поддержка должна быть скорее "призом" для наиболее активных и эффективных. "Завоеванные в соревнованиях деньги помогут лидерам сделать еще несколько шагов вперед. В то же время они должны стать стимулом для других: уравниловки больше не будет. Господдержку получит только лучший, - подчеркнул первый вице-премьер. - В проекте поддержку получают прежде всего те муниципалитеты и субъекты Российской Федерации, кто готов инвестировать в решение задач и свои ресурсы. Именно отсюда - акцент на ипотечное кредитование". Другими направлениями софинансирования станут приобретение жилья молодыми семьями и субсидии на подготовку инженерной инфраструктуры для новых участков под жилищное строительство.

Дмитрий Медведев особо отметил успехи новых схем кредитования, которые показывают отличные результаты в некоторых регионах. "Заслуживает внимания распространение того позитивного опыта, где осуществляется так называемая социальная ипотека для бюджетников, молодых семей, специалистов в рамках так называемых жилищно-ипотечных, жилищно-накопительных программ. Опыт позитивный, во многих регионах результаты весьма впечатляющие", - сказал он.

Пионером в разработке социальной ипотеки, как известно, является Москва: в столице этот механизм заработал еще в 2005 году, когда национальные проекты еще только-только формулировались. Отличие социальной ипотеки от обычной заключается в том, что социальный кредит выдается на гораздо больший (до 25 лет) срок, а также под более низкий процент (от 10,5 процента при минимальных для коммерческого рынка 11 процентах годовых).

Еще одним ноу-хау московской социальной ипотеки, в котором столица пошла дальше, чем какой-либо другой регион, является "специальная" цена жилья для участников программы. Квартиры для "клиентов" социальной ипотеки строятся по специальному городскому заказу, а затем продаются напрямую городом по себестоимости. К тому же отдельные категории льготников имеют право на жилищные субсидии от городских властей. В сочетании с длинными сроками кредитов и выгодными ставками это делает социальную ипотеку "обреченной на успех". Не случайно по итогам 2006 года объемы жилья, построенного специально для участников социальной ипотеки, были увеличены вчетверо против первоначального плана - с 50 до 200 тысяч квадратных метров. Особой статьей идет жилье для молодых семей: его объемы были увеличены с 200 до 270 тысяч квадратных метров.

А на днях Мосгордума приняла в первом чтении законопроект, сокращающий срок ожидания субсидий для очередников "со стажем". По словам руководителя департамента жилищной политики и жилого фонда города Москвы Петра Сапрыкина, после принятия закона граждане, состоящие на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий, смогут получить максимальную субсидию в размере 70 процентов от стоимости квартиры после 10 лет нахождения в очереди, а не после 15 лет, как до сих пор. А для очередников, имеющих льготы, срок ожидания такой субсидии сократится с 7 до 5 лет. "Законопроект разработан, чтобы к 2010 году сократить время ожидания в очереди на жилье с нынешних 20 лет до 10 лет, - пояснил глава департамента. - В 2010 году в очереди на жилье не должно быть москвичей, ставших в нее до 2000 года".

Впрочем, повышать платежеспособный спрос на жилье, в том числе, развивая ипотечное кредитование, - это лишь полдела. На недавнем заседании Госсовета также была подчеркнута необходимость наращивать объемы строительства при сбалансировании структуры вводимого жилья и стимулировании строительных организаций. Кроме того, было высказано пожелание ускорить технологическое развитие строительной индустрии и промышленности стройматериалов, задействуя при этом региональные и местные возможности.

По данным Дмитрия Медведева, в 2006 году введено в строй около 50 миллионов квадратных метров жилья, что на 15 процентов больше, чем в 2005 году. Из общего объема построенного жилья на Москву пришлась десятая часть - 5 миллионов квадратных метров. Из них для выполнения городских социальных программ было выделено больше трети - 1,87 миллиона квадратных метров.

Московские власти заверяют, что объемы сдачи нового жилья в ближайшие годы снижаться не будут, а "земельного ресурса" для строительства в столице, по словам мэра Москвы Юрия Лужкова, хватит еще лет на 25. Правда, помимо земли для начала нового строительства необходимо иметь еще и инфраструктуру - в противном случае в новых домах не будет ни света, ни воды, ни канализации. Поэтому на заседании Госсовета подчеркивалась необходимость субсидировать государством часть процентных ставок по кредитам на инфраструктуру, а также софинансировать ее создание. Причем особая роль в этом принадлежит регионам.

За минувший год за счет столичного бюджета были построены водопроводные, канализационные, тепловые и газовые сети общей длиной более 240 километров. К тому же город продолжал строить новые генерирующие мощности, электроподстанции, станции аэрации. Таким образом, в минувшем году московские власти сделали хороший "инфраструктурный задел" на будущее, гарантирующий устойчивые темпы строительства.