Сергей Иванов рассказал депутатам о военном строительстве

Львиную долю времени он рассказывал, как было плохо с новой техникой в армии еще шесть лет назад, как становится лучше теперь и как будет хорошо лет через семь-восемь.

Чтобы не быть голословным, Иванов то и дело ссылался на оборонную статистику. В 2001 году только треть военного бюджета шла на развитие армии, остальные деньги "проедались". Сегодня этот показатель увеличился до 44 процентов, а к 2011 году он достигнет оптимальной половины. Выход на качественно новый уровень оснащенности вице-премьер связывает с ростом экономики и солидным научно-техническим заделом нашего ОПК. Расходы по статье "Национальная оборона" за шесть лет выросли втрое и достигли рекордных 821 миллиарда рублей. Причем их соотношение с ВПП осталось неизменным - 2,6-2,8 процента. "Это нормально", - уверен Сергей Иванов.

Еще больше денег заложили под Государственную программу вооружений до 2015 года. Она будет профинансирована пятью триллионами рублей, и эти деньги помогут заменить в войсках почти половину старой техники. Но в целом переоснащение армии руководители минобороны связывают не столько с количеством современного оружия, сколько с его качеством.

Поскольку враз заменить устаревающую технику современной не получается, "оборонка" продолжит модернизировать самолеты и боевые машины. Так же поступают и в армии США. Еще раз к американцам Иванов вернулся, когда речь зашла о ракетах средней дальности. Решение об их ликвидации он назвал ошибкой, поскольку "сейчас в мире десятки государств стали обладателями ракет средней дальности, и только мы и США не имеем права иметь такое оружие".

Ракет средней дальности в ближайшей перспективе у России, скорее всего, не будет. Но зато мы получим морскую "Булаву", к неудачным запускам которой вице-премьер, похоже, относится философски:

- Вся мировая практика говорит, что испытания бывают удачными и неудачными. Вот если бы мы приняли ракету на вооружение и были сбои, - это был бы кошмар.

Получить большие средства на переоснащение армии - полдела. Надо еще проследить, чтобы эти рубли не осели в чьих-то карманах, а были потрачены исключительно на нужды Вооруженных сил. С будущего года этим займется Федеральное агентство по поставкам вооружения, военной, специальной техники и материальных средств.

Иванов уверен, что агентство оружейных заказов не превратится в кормушку для бездельников. Обширные функции этой структуры - размещение заказов, оплата, контроль и учет выполнения военных контрактов - тому гарантия. В то же время сама схема формирования оборонного заказа останется неизменной - что и как закупать для армии, решать будут военные. Иными словами, начиная с будущего года, они смогут реализовывать свои оружейные заявки через одно окно.

- Создание агентства не повлечет увеличения количества сотрудников госаппарата, поскольку формировать его станут за счет сокращенных должностей в силовых министерствах и ведомствах, - пообещал вчера вице-премьер.

Чтобы новая структура сразу заработала эффективно, надо внести изменения в законодательство, и тут минобороны требуется помощь депутатов. Речь- о корректировке двух законов "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" и "О государственном оборонном заказе". По мнению Иванова, в документах нужно четко и понятно определить особенности размещения заказа на продукцию с длительным циклом производства (новые ракеты, танки или самолеты в один год не делаются); обозначить критерии для установления начальной цены продукции и разработать механизм учета инфляции.

По мнению Иванова, после создания агентства существующую при минобороны Федеральную службу по оборонному заказу стоит передать в ведение правительства РФ. Соответствующие предложения минобороны уже направило в правительство.

   ДУМА

Депутаты Госдумы в первом же вопросе определили формат, в котором собираются общаться с Сергеем Ивановым после его доклада: "Надеюсь, что следующим президентом России будете вы", - сказал однофамилец министра Анатолий Иванов. И Дума устроила главе минобороны настоящий государственный экзамен.

Впрочем, Сергей Иванов не подтвердил и не опроверг свои президентские амбиции, вроде бы даже и не заметил пожелания депутата. Но на все вопросы отвечал подробно, нередко обращаясь к личному опыту и успокаивая народных избранников, когда они уж слишком нервничали по поводу трудностей, которые испытывают Российская армия, военно-промышленный комплекс и вообще Россия в ситуации, когда НАТО все активнее осваивает постсоветское пространство.

"Волноваться не надо, - говорил Иванов,- в военном судостроении, конечно, есть определенные трудности, но в целом я оцениваю потенциал и нынешние возможности нашего судостроения достаточно высоко. Основные предприятия судостроения, занятые в военном кораблестроении, загружены сейчас под завязку". Директора не знают, что делать. Раньше они смотрели в основном на экспорт, а теперь смотрят "вожделенно" на внутренний заказ. "Потому что рубль укрепился, а доллар упал. Потому что финансируется госзаказ на сто процентов".

Отношения с НАТО, по словам Иванова, у нас складываются так: "Где-то взаимопонимание, где-то нет". "Мы открыто говорим о наших противоречиях, - сообщил народным избранникам министр, - не скрываем их, под ковер не заметаем. Но какой-либо агрессивной политики со своей стороны не проводим. Не считаем, как в Советском Союзе, ракета на ракету. Мы смотрим на качество, на асимметрию и на технологию".

По поводу Прибалтики, где поднимают голову "фашиствующие элементы" и на законодательном уровне идет борьба с памятниками, министр заметил: "Мы называем это государственным вандализмом. Разные комплексы, желание выделиться, укрепить свои позиции накануне каких-то внутриполитических событий в этих странах - это все налицо".

Депутатов озадачила информация Сергея Иванова о численности Российской армии. "Чем обоснованы такие цифры, - интересовались думцы, - числом генералов или количеством боевой техники?"

"Шесть лет назад численность была 1 миллион 340 тысяч, сейчас 1 миллион 100 тысяч. Опускаться ниже мы уже не можем. Генеральный штаб говорит, что на такую страну, расположенную в десяти часовых поясах, меньше нельзя", - не таясь, объяснял народным избранникам глава минобороны. И ссылался на международные обязательства России, которые, "как бы ни было обидно и горько", заставляют нас ликвидировать "ракеты шахтного типа". "Но далеко не все шахты уничтожаются, - заверил депутатов Иванов. - Мы бездумно все подряд сейчас не уничтожаем, а только то, что обязаны сделать по международным обязательствам". Министр признал, что после того, как военные проводят на этих объектах утилизацию "с точки зрения безопасности", там "кое-что остается, люди копают и что-то вытаскивают". Но министерство "не может у каждой шахты уже без ракеты оставлять солдат и караулы и не будет этого делать, потому что тогда нам нужна трехмиллионная или пятимиллионная армия".

Ответы Сергея Иванова были оптимистичны, однако он не забыл, что депутаты скоро будут обсуждать проект бюджета на трехлетку и определять военные расходы: "Я не говорил, что средств у нас достаточно на все, что у нас все, как говорится, в шоколаде. Основные проблемы Вооруженных сил решаются гораздо лучше, чем несколько лет назад, но не более того",- предупредил он народных избранников. Они все поняли.