Европу ждет экологическая революция
Новая экологическая директива Еврокомиссии об ужесточении требований к автомобилям и самолетам по нормам выброса углекислого газа в случае ее принятия приведет к подорожанию автомобилей, произведенных в Евросоюзе, на три-пять тысяч евро. И существенно сократит количество внедорожников и спортивных машин на дорогах Европы.
В борьбе с "парниковым эффектом" и глобальным потеплением Еврокомиссия, похоже, готова идти на драконовские меры. Как заявил еврокомиссар по вопросам окружающей среды Ставрос Димас, в 2012 году средний автомобиль не должен выбрасывать более 120 граммов углекислого газа на километр пробега.
Сегодня в Европе автомобили с такими показателями можно пересчитать по пальцам. Этому показателю, например, соответствует выхлоп небольшого автомобиля Ситроен С3 с дизельным двигателем. Экологически чистые по существующим меркам машины "Форд Фокус" выделяют 184 грамма СО2.
Другими словами, если бы новые экологические нормы вступили в действие уже сейчас, то эта модель оказалась бы вне закона. Даже популярная у сторонников "зеленых" и одна из наиболее экологически чистых машин гибридная "Тойота Приус" выбрасывает 104 грамма СО2 - немногим меньше разрешенного. Естественно, тем, кто приобретет такие машины до 2012 года, после введения в действие новых экологических нормативов ездить на них не запретят.
Однако все производители, причем не только европейские, но и американские и японские, будут вынуждены подгонять свою продукцию под новые экологические стандарты.
Особенно несладко придется производителям спортивных машин с мощным двигателем, а также внедорожников. Например, в выхлопных газах самых мощных моделей "Рэйндж Ровер Спорт" содержится в три раза больше углекислого газа, чем будет разрешено через пять лет. Автомобильные эксперты предупреждают: инициатива властей ЕС может привести к самым печальным последствиям для производителей роскошных лимузинов "Роллс-Ройс", "Бентли", а также мощных внедорожников.
Еврокомиссия мотивирует свое решение тем, что автопроизводители не выполнили данное в 1989 году обещание за 10 лет сократить на четверть выбросы вредных веществ. Срок, отпущенный автопрому, на исходе, а выбросы сократились лишь на 13 процентов. При этом представители Еврокомиссии заявляют, что волноваться производителям не стоит. По мысли Ставроса Димаса, новые экологические нормативы приведут к тому, что производители станут больше задумываться о производстве небольших экологически чистых автомобилей с применением более легких материалов.
Таким образом, мировой автопром всего из-за одной директивы Евросоюза окажется на пороге еще одной, на этот раз - экологической революции. Ему надо будет резко перестраиваться. Причем расходы на разработку более экологически чистых машин, судя по всему, будут отчасти переложены на тех, кто, несмотря ни на что, захочет приобрести мощную машину.
Рост цен на машины будет компенсирован тем, успокаивает Ставрос Димас, что автовладельцы смогут экономить больше топлива. Доводы, надо сказать, не слишком убедительные.
Еще труднее, чем производителям автомобилей, будет производителям авиационной техники. Согласно данным экспертов Еврокомиссии, на одного авиапассажира, следующего по маршруту Лондон - Нью-Йорк - Лондон, приходится такой же объем выбросов газов, вызывающих парниковый эффект, как на одного европейца, отапливающего дом в течение года.
"Мы свяжем одинаковыми обязательствами авиакомпании, которые совершают рейсы из или в европейские аэропорты, независимо от того, какой стране они принадлежат", - заверил еврокомиссар Димас. От имени исполнительной власти ЕС он обещал, что вслед за автомобильными и авиационными компаниями настанет очередь и морского транспорта.
В случае одобрения этой законодательной инициативы Европарламентом с 2011 года ее действие будет распространяться на все пассажирские авиакомпании, выполняющие внутренние рейсы в воздушном пространстве ЕС, а с 2012 года - на все рейсы, вылетающие или приземляющиеся в европейских аэропортах.