Фурсенко пообщался с череповецкими учителями

В школу N 37, где преподает победитель последнего учительского конкурса - словесник Андрей Успенский, министр приехал вместе с губернатором области Вячеславом Позгалевым. Прежде всего губернатор вручил обладателю большого "Хрустального пеликана" почетную грамоту и наградил его премией в размере двух миллионов рублей.

"Я обещаю такую премию всем, кто привезет такого же пеликана", - сказал Позгалев.

Череповецкие педагоги, собравшиеся в актовом зале школы, не преминули воспользоваться ситуацией и буквально засыпали Андрея Фурсенко вопросами. В частности, настоящая дискуссия развернулась вокруг ситуации с Единым госэкзаменом.

Министр напомнил, что Совет Федерации одобрил закон о введении ЕГЭ в 2009 году на всей территории РФ в штатном режиме. Но до сих пор не определено, какие предметы будут обязательными для сдачи в подобной форме. Однако сам Андрей Фурсенко не раз высказывался за то, что, вне сомнений, обязательным должен стать ЕГЭ по русскому языку.

- Но ведь совершенно очевидно, что тесты по литературе никак не позволяют в полной мере оценить знания нашими ребятами литературы, - заметил директор Череповецкой школы N 2 Вячеслав Вахрамеев. - Так называемые контрольно-измерительные материалы не раскрывают творческие способности ученика, его умения строить монолог.

Министр на это заметил, что тесты по математике, физике, химии не вызывают у него претензий. Что же касается гуманитарных предметов - литературы и истории, то тут действительно существует проблема. Ведь история - это не только даты, а литература - не только знание наизусть имен писателей и поэтов.

- ЕГЭ - это не застывшая вещь, - подчеркнул Андрей Фурсенко. - Он должен и будет совершенствоваться. Но вы, учителя, должны принимать самое активное участие в этом. Предлагайте свои варианты совершенствования "единого", в том числе и по литературе. До 2009 года у нас еще есть время.

Идею ЕГЭ министр считает правильной. Система оценки знаний, по его мнению, должна быть единой для всей страны, независимо от того, где человек живет. Чтобы ни говорили оппоненты единого госэкзамена, лучшей формы для обеспечения равных возможностей для получения высшего образования в ведущих вузах страны придумать сложно.

- Как все-таки министерство думает решать проблему дефицита преподавательских кадров? Молодежь-то в школу по-прежнему не идет, - раздался голос с "галерки".

Андрей Фурсенко был однозначен.

- Разговоры о дефиците учителей - миф, - сказал он. - В среднем на одного педагога в России приходится десять учеников. А есть регионы, где по пять учеников на одного учителя. Это в полтора раза меньше, чем в среднем по Европе.

По статистике, всего от 10 до 30 процентов молодых специалистов с дипломами педагогов идут работать в школу. Поэтому, по словам Фурсенко, количество бюджетных мест в педвузах будет сокращаться.

Однако дело не только в том, что молодежь не хочет идти в школу, - заметил министр. Часто, как это ни парадоксально, она просто не может в нее "пробиться": работающие педагоги-пенсионеры крепко держатся за свои места, так как не видят смысла жизни без своей работы, без учеников. Да и на одну пенсию прожить сегодня очень сложно. Что и говорить, проблема очень деликатная, и решать ее надо комплексно.

Сегодня в стране количество школьников стремительно сокращается, напомнил министр. Если в 1998 году в школах учились 22 миллиона школьников, то сегодня - 15 миллионов, а в 2008-м будет 13 миллионов. При этом количество учителей сократилось меньше чем на 10 процентов.

Мария Агранович

ЧЕРЕПОВЕЦ

ВОЛОГОДСКОЙ ОБЛАСТИ