В Ленинградской области бастуют рабочие завода "Форд"

Несмотря на то, что позавчера Ленинградский областной суд признал забастовку незаконной, тем не менее конвейер остановился вчера ровно в 00 часов 00 минут. Решение приступить к забастовке рабочие приняли на общем собрании большинством голосов (по данным компании на заводе - 2200 рабочих, 1300 из них приняли решение о забастовке). Но пока, с точки зрения закона, действия бастующих нелигитимны. Здесь сказалась некая заторможенность лидеров заводского профсоюза. Если бы жалоба в Верховный суд РФ на решение Леноблсуда была отправлена заказным письмом сразу же после позавчерашнего заседания, бастовать можно было бы с чистой совестью. Но профсоюз до сих пор не удосужился ее отправить.

Но, несмотря на это, рабочие (другие службы завода не участвуют в этой акции), как бастующие, так и отказавшиеся от забастовки - все на своих местах у замершего конвейера, с которого раньше сходило по триста "фокусов" в день. Они считают часы от начала и до конца смены. Ждут выполнения своих требований. А администрация завода, чтобы выполнить обязательства перед потребителями, вынуждена везти машины из Европы.

Напомним, что волнения на заводе начались почти сразу же после того как предприятие запустило конвейеры. Как рассказывают старожилы, членов заводского профсоюза свозили на другие заводы - в Европу, в Латинскую Америку. И оказалось, что даже в Бразилии зарплаты рабочих на порядок выше, чем на единственном российском предприятии компании "Форд мотор компани". Впечатленные разницей, члены профсоюза, а вернее, его председатель Алексей Этманов, начали кампанию по повышению условий труда. Но до сих пор стартовый оклад рабочего составляет 11 тысяч рублей в месяц. Так что остановка конвейера была только делом времени.

Требования у коллектива достаточно простые - поднять зарплату на 30 процентов, нормировать рабочий день так, чтобы было ясно, сколько человек за сколько времени сколько машин должны выпускать (пока же это нигде не прописано), и иметь гарантию рабочих мест для тех, кто потерял здоровье на производстве. А как рассказал один из мастеров сборочного цеха, условия работы на заводе на самом деле очень тяжелые. Несмотря на восьмичасовой рабочий день, рабочие испытывают тяжелейшие физические нагрузки, которые, по словам мастера, не соответствуют уровню зарплат. И как результат - бешеная текучка кадров. Около половины новичков не выдерживают и уходят, едва отработав месяц. Несколько раз говорилось о повышении окладов, но пока это ни к чему не привело. Поэтому основное требование бастующих - заключить коллективный договор с перечислением в нем всех условий труда от зарплаты до размеров ее повышения по выслуге лет. Также рабочие требуют, чтобы этот документ был обязательно зарегистрирован в Министерстве юстиции РФ.

Сначала администрация завода категорически отказывалась от заключения коллективного договора. Заявляя, что и без него отпуска рабочим предоставляются в полном размере, зарплату им повышают ежегодно (кстати, менеджерам повышают оклады дважды в год). И пока "Форд-Всеволожск" - единственное предприятие компании, где подобное соглашение не заключено. Потом "Форд" дал добро на заключение коллективного договора. Но как и положено в таких трудовых спорах, торг уместен. Как заявили корреспонденту "РГ" в российском представительстве компании, был создан и предложен рабочим проект договора, который предусматривает повышение оклада на 14-20 процентов, введение пособия по выслуге лет (по десять тысяч за каждые пять лет), повышение размера выплаты пособия по рождению ребенка, пособия на похороны сотрудника в размере 15 тысяч рублей. Если, по словам менеджеров, трудовой коллектив примет это предложение, то оно будет действительно с 1 марта 2007 года. И эти уступки, как сообщили в администрации предприятия, являются финальными. На другие условия "Форд" не пойдет.

И многие рабочие, узнав о готовности компании заключить коллективный договор на таких условиях, официально отказались от участия в забастовке. Но, как заявил нам председатель профсоюза завода (структурная единица российского профсоюза автомобильной промышленности) Алексей Этманов, предложение компании является неприемлемым - в проекте договора (не говоря уже о том, что такое повышение зарплаты большую часть рабочих не устраивает) ни слова нет о нормировании рабочего дня, об отказе от заемного труда ("аренда" рабочих у рекрутинговых агентств). Сейчас смене приходится выпускать непосильное количество автомобилей, а администрация собирается при этом увеличить их выпуск с 66 до 73 тысяч "фокусов" в год, а потом вообще поднять это число до 100 тысяч. Как пояснили нам в компании, только такое количество позволит вывести предприятие на уровень окупаемости всех расходов. Пока же завод работает в убыток.

Пока ничего не меняется - профсоюз готовится продолжать забастовку, правда, бастующих становится все меньше.

Тем более что скоро у сборщиков автомобилей не будет проблем с поиском работы. Уже сейчас в Петербурге есть автобусный завод "Скания", и строится еще три: "Дженерал моторс", "Ниссан" и "Тойота". Кстати, бытует мнение, что забастовка устроена для того, чтобы испортить отношения ремесленников с "Фордом", а потом переманить их на другие предприятия.

В марте в Россию должно поступить 2300 автомобилей зарубежной сборки. Если учесть, что ежедневно на заводе во Всеволожске с конвейера сходят порядка 300 машин, этого хватит для того, чтобы закрыть дефицит автомобилей более чем на неделю. Таким образом, дни простоя в компании могут использовать для того, чтобы договориться с рабочими.