Татьяна Лютаева: "Я не боюсь одиночества"

- Как часто вам приходится сниматься на "Беларусьфильме"?

- Я снималась в фильме "Я есть" Татьяны Логиновой в паре с Юрием Феклистовым. Недавно в Минске закончились съемки картины "Сыщики". Фильм еще не вышел на экраны. Когда я училась во ВГИКе, то наш курс назывался украинско-белорусский. И у меня очень много друзей живет в Минске. Этот курс набрал Алексей Баталов.

- Как ваш курс после выпуска себя проявил?

- Многие устроились по профессии. Меня приглашали работать на Киевскую студию, но я вышла за муж за литовца и уехала жить к мужу. Тринадцать лет проработала в театре, родила двоих детей. Моя дочка выросла и снялась в главной роли фильма "Жара" (продюсеры Федор Бондарчук и Александр Роднянский), учится во ВГИКе. Сыну семь лет. В "Жаре" я тоже снялась, сыграла маму героя Алексея Чадова. Фильм "Жара" мне понравился. Это молодежный фильм без амбиций на великое искусство.

- Вы недавно закончили съемки в фильме Валерия Пендраковского "Полное дыхание". В какой роли?

- Режиссер фильма Валерий Пендраковский пригласил меня на съемки в эту картину по сценарию Юрия Рогозина. Музыку к фильму написал известный композитор Гия Канчели. Мы с Валерием вместе учились во ВГИКе. История, рассказанная в сценарии, меня сразу захватила. Ибо она - о вечных ценностях, о любви, вечности, предательстве...

- Сегодня нравственные отношения не часто выходят на первый план в отношениях людей. А как у вас в жизни?

- У меня они на первом плане. Без нравственной позиции в отношениях между мужчиной и женщиной я не вижу перспективы развития этих отношений. Все должно быть честно.

- Чем бы это не обернулось: безденежьем, одиночеством?

- Я не боюсь одиночества. У меня случались очень трудные моменты в жизни. Сейчас появилась моя вторая половина, но если бы такой человек не появился, я бы жила одна и не страдала. А тут редкий случай, когда все совпало. С возрастом найти друг друга сложно. Вспомните фильм "Москва слезам не верит". Героиня Алентовой смотрит на Гошу и говорит: "Как долго я тебя ждала". Правильно: важно не найти, а дождаться. Мой муж - не монетка, чтобы найтись. Я его дождалась. Он - оператор. Очень уважаемая мною профессия. Операторы из кинобратии - самые отстраненные и мудрые. Они индивидуалисты, оценивают мир по картинке, их трудно обмануть. Режиссер ближе к актерской эмоциональной профессии. А оператор - профессия чисто мужская.

- Где сейчас снимаетесь?

- Репетирую в театре спектакль вместе с Ларисой Удовиченко. Сейчас мне поступает много предложений.

- Вы можете сниматься сразу в нескольких фильмах?

- В прошлом году участвовала сразу в пяти проектах. Было очень сложно. Я снималась у Пендраковского, ездила в Питер на съемки "Меченосца" Филиппа Янковского, была занята в "Последнем забое", в фильме "Псевдоним "Албанец", работала у Мирзоева в "Знаках любви". Это оказалось трудным периодом моей жизни. Сказала себе: "Все, больше в двух фильмах сниматься не буду".

- Какая ваша самая звездная роль?

- В "Гардемаринах". У Дмитрия Месхиева снималась в фильме "Над темной водой". С Николаем Лебедевым приятно было работать. Ему есть, что сказать актерам. Он - цельный. Валера Пендраковский - человек словно из прошлого века. Такое ощущение, что он никогда не обманывал и его никто не обижал.

- "Гардемарины" - ваш дебют. Вам тогда повезло на партнеров.

- Да, моими партнерами были Боярский, Харатьян, Жигунов, Гундарева, Гурченко.

- У вас есть ощущение чего-то несделанного в жизни?

- Я дом не построила.

- А в кинематографе? Ведь вы какое-то время в кино не были востребованы.

- Наталья Фатеева десять лет не снималась. А теперь она сыграла в фильме Юрия Кары о Сергее Королеве мать конструктора. Людмила Гурченко тоже много лет не снималась после триумфа в "Карнавальной ночи", но выстояла. Все тут зависит от внутреннего стержня человека. Я все время предупреждаю свою дочь, сыгравшую в фильме "Жара": рано начать в кино и надолго там задержаться - в твоих руках. Как сумеешь убедить окружающих, что ты личность, а не бабочка, которая быстро сгорела в лучах славы.