Сергей Марков,
ИНСТИТУТ ПОЛИТИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ:
- Мне кажется, что административные вещи не имеют большого значения. Главное, другое: чтобы была разделена компетенция, и она, в общем-то, разделена. Мне кажется, что Дмитрий Медведев будет в основном заниматься социально ориентированными национальными проектами, а Иванов будет заниматься проектами по развитию оборонной индустрии, проектами по развитию аэрокосмической промышленности.
Кроме того, я думаю, что мы видим реальное формирование двух кандидатов в преемники: их выход и подход к стартовой черте. Понимаете, бюрократы бегали полтора года и искали преемника, а общество говорило Владимиру Путину: "Владимир Владимирович, главное - не преемник, а преемственность". И хорошо бы вообще-то, чтобы выборы преемника не были предопределены, чтобы на народ Российской Федерации был возложен окончательный выбор. И президент здесь действует не просто как демократический человек, а как лидер общества, и это большой вклад в развитие демократии. Мне кажется, что это может отразиться и в деятельности парламентских партий, то есть "Единой России" и "Справедливой России".
Алексей Макаркин,
ЦЕНТР ПОЛИТИЧЕСКИХ ТЕХНОЛОГИЙ:
- Это политическое решение, а не управленческое, раз это политическое решение, то я думаю, вряд ли что-то изменится в управленческом смысле. Сферы интересов обоих первых вице-премьеров останутся в целом такими же: один будет заниматься нацпроектами, другой - оборонным комплексом. Аппаратная логика реформы, которая проводилась в 2004 году, она и без того уже серьезно изменена, ведь она предусматривала одного вице-премьера, а сейчас их четверо.
Сергей Иванов, скорее всего, сохранит кураторство над оборонным комплексом.
Соответственно, я думаю, что осложняется вопрос о преемнике ныне действующего президента и здесь расклады могут быть достаточно сложные, так как ранее в прессе существовала схема, что Иванов страхует Медведева как преемника, а сейчас они могут журналистами и политологами быть уравнены в правительстве по крайней мере по своему рангу.
Что касается назначения Сердюкова, то это продолжение традиции гражданского министра обороны, которая отстаивалась самим Ивановым. Сейчас речь идет о финансово-экономической составляющей военной реформы, и в этой ситуации необходим человек с финансовым опытом. А назначение Нарышкина - то он занимался внешнеэкономической деятельностью в Ленинградской области до того, как приехал в Москву. Так что закрепление за ним собственного министерства, причем министерства очень важного, в том числе с политической точки зрения, на мой взгляд, является усилением его позиций.
Глеб Павловский,
ФОНД ЭФФЕКТИВНОЙ ПОЛИТИКИ:
-Надо помнить, что у нас сегодня в реальном политическом пространстве действует правительство под руководством Путина. Существует единый комплекс исполнительной власти, фактически возглавляемый президентом и верховным главнокомандующим Путиным, и структура правительства, в которой выделяются первые вице-премьеры: Медведев и Иванов. Таким образом, планы и повестка дня следующего президентства формируются Владимиром Путиным. А это гарантирует, что президент останется фактическим руководителем консолидированной власти в России после 2008 года, независимо от того, кого выберут в марте 2008 года.
Роль Иванова, мне кажется, возрастет, в правительстве - безусловно. Я бы сказал, она возрастает с ростом приоритета укрепления военной системы страны. Роль самого этого приоритета растет, о чем говорил Путин в Мюнхене недавно. Формируется это военное крыло коллективного руководства, оно тоже включает в себя Иванова в качестве непосредственного транслятора концепции военного строительства, включает министра обороны и Генеральный штаб, роль которого будет расти. О чем, кстати, сказал сегодня Путин при назначении нового министра обороны. То есть формируется такой своеобразный военный совет. Президент сказал, что оборона не может быть ведомственным делом, наоборот, ведомства являются управляющим звеном, они будут управлять Вооруженными силами, и то, что назначен человек с огромным опытом именно управления аппаратом - это подчеркивает, что стратегия и концепция минобороны находятся выше министерского уровня, находятся в зоне Путин - Иванов.
Относительно Нарышкина надо помнить, что руководитель аппарата правительства - это человек, по компетенции очень близкий к премьеру. Речь идет не только о внешнеэкономической деятельности, но и об укрупнении деятельности в сфере СНГ - сделан акцент на организации экономических отношений со странами СНГ. А этого у нас не было до сих пор, у нас не было вообще позиции на таком высоком уровне. Почти 15 лет у нас не было ответственного по этим вопросам на подобном уровне. Если вы вспомните, у нас в МИДе был раньше довольно жалкий отсек, это было заваленное в прошлом направление, а роль его растет, и Путин поднял его еще выше. Нарышкин - это чрезвычайно доверенное лицо премьера, и я думаю, это будет означать, что премьер больше сосредоточится на этом поле, в котором все чаще играют наши конкуренты.
Дмитрий Орлов,
АГЕНТСТВО ПОЛИТИЧЕСКИХ И ЭКОНОМИЧЕСКИХ КОММУНИКАЦИЙ:
- Мне кажутся вполне логичными эти перемены. Один из первых вице-премьеров, условно говоря, экономический, другой, условно говоря, - силовой. Эта структура традиционная для российского правительства.
Роль Иванова, несомненно, увеличилась - он занимает аналогичный Медведеву пост. Если рассматривать Иванова и Медведева как двух равновеликих преемников, то теперь они абсолютно равновеликие фигуры, никаких статусных различий у них нет.
Что касается назначения Сердюкова, то это соответствует политическому стилю президента - он редко предпринимает ожидавшиеся назначения. А потом Путин любит перекрестный стиль, когда лояльные ему и адекватные чиновники перемещаются из одной сферы в близкую. Полагаю, что примерно такая же ситуация и с назначением Сергея Нарышкина.