Первая реакция политологов - Путин уравнял шансы двух очевидных претендентов на пост президента в 2008 году.
Действительно, удлинение названия должности Сергея Иванова на слово "первый" официально закрепило существовавшее положение вещей. Поскольку функции Дмитрия Медведева и Сергея Иванова при уже прежней структуре правительства были разведены, то особого соподчинения и так не наблюдалось. Каждый занимался своим делом: Дмитрий Медведев внедрял по стране нацпроекты, а Сергей Иванов тем временем занимался укреплением боеспособности Родины. И в новом статусе Сергей Иванов, конечно, Родину не оставит без своей защиты. Однако между ним и армией теперь появился "буфер" в лице нового министра обороны Анатолия Сердюкова.
Таким образом, Иванов частично выведен из-под прямого удара критики, связанной, например, с дедовщиной и другими проблемами Российской армии.
Однако в таком возвышении бывшего министра обороны кроется немало подводных камней, если его рассматривать в качестве кандидата на пост хозяина Кремля. Новое назначение Сергея Иванова может не усилить его будущую пиар-кампанию. Занимая пост министра обороны, Сергей Иванов в последнее время был чуть ли не самым востребованным ньюсмейкером для СМИ. Разбираемся с Грузией - комментирует Сергей Иванов. Очередная эскапада НАТО - комментирует Сергей Иванов.
Конечно, никто не запретит Иванову в ранге первого вице-премьера высказываться по тем же темам. Однако все-таки его комментарий будет вторым - после министра обороны, бывшего налоговика Анатолия Сердюкова, которому еще, кстати, долго придется "учиться армии" и обеспечивать тыл Иванову. Можно, конечно, попробовать обсудить с потенциальными избирателями проблемы создания Объединенной авиастроительной корпорации или же высокие технологии, которые железно закреплены за первым вице-премьером. Но в этом случае обсуждаемые проблемы будут не так близки и понятны широкому кругу граждан.
К тому же существуют еще и всякие организационно-бюрократические "мелочи". Если на министра обороны работает огромное министерство, то первому вице-премьеру придется довольствоваться шестью помощниками и "заботой" аппарата правительства, для которого Сергей Иванов - не единственный. Дмитрий Медведев, столкнувшийся с подобной проблемой, потратил почти полгода на то, чтобы "пролоббировать" создание департамента по нацпроектам, которое вполне тянет на целое министерство.
Однако все это - маленькие трудности большого политика с прицелом на Кремль.
Гораздо труднее сейчас придется огромной армии чиновников, которой Владимир Путин своими кадровыми перестановками сбил политический ориентир. В последнее время в бедной бюрократической голове, казалось бы, уже наступила определенная ясность, с каким будущим президентом "дружить".
Теперь же чиновникам, цену привязанностей которых Владимир Путин знает как никто другой, снова придется чутко ловить эманации Кремля. Хотя Владимир Путин за две недели до новых назначений фактически открытым текстом предупредил о том, что об окончательном выборе преемника еще долго речи идти не будет и соответственно по-быстрому перестраиваться под кого-то другого не стоит. На большой пресс-конференции, несколько навязчивым лейтмотивом которой стало выяснение дальнейшего политического маршрута Путина, глава государства предложил "не выпихивать" его из власти. И, собственно, тут же эту самую власть употребил по прямому назначению, продемонстрировав, что росчерк его пера в одночасье способен поменять расклад политических сил не только на сегодняшний день, но и на весьма отдаленное будущее.
Было и еще одно "послание" политэлите, которое Владимир Путин отправил во время той самой пресс-конференции. Он сказал, что к концу 2007 года должны быть сформированы все органы власти с тем, чтобы они могли работать эффективно. Однако такая конфигурация кабинета министров, которую вчера предложил Владимир Путин, больше ориентирована на нынешний, предвыборный год. Два первых вице-премьера - это всегда опасность конфликта, а значит, для стабильной работы не слишком хорошо. Но только не в случае когда их зовут Дмитрий Медведев и Сергей Иванов, которые уже доказали способность работать вместе.
Введение же поста еще одного вице-премьера, который занял руководитель аппарата Сергей Нарышкин, - дань уважения Михаилу Фрадкову, проделавшему немалую работу по подготовке предложений по новой структуре правительства. Премьер "исторически" тяготеет к внешнеэкономической деятельности и не раз выступал с предложениями "забрать" эту сферу у минэкономразвития. И вчера Герман Греф действительно ее лишился - в пользу Сергея Нарышкина. Правда, усилением Нарышкина это назначение можно считать только в одном случае: если ему удастся сохранить за собой еще и пост руководителя аппарата правительства. Руководитель аппарата - это доступ ко всем документам, проходящим через Белый дом. Вице-премьер по внешнеэкономической деятельности - это ВТО, инвестиции, экспорт и импорт. Переговоры по ВТО практически завершены. Размер инвестиций все же больше зависит от политической воли, нежели от деятельности одного чиновника. Что же касается самой торговли, то экспорт по-прежнему носит сырьевой характер. А "подвинуть" главу минпромэнерго Виктора Христенко и руководителя "Газпрома" Алексея Миллера тоже задача не из легких.
Так что два первых вице-премьера, а также президентский реверанс в сторону Фрадкова в виде создания поста еще одного вице-премьера говорят скорее о том, что нынешняя структура правительства - конструкция предвыборная. А значит, к концу 2007 года можно ожидать очередной "тонкой настройки" кабинета. Тем более что Путину ничто не мешает отказаться от ожидаемой всеми схемы: "вице-премьер - премьер - президент". В качестве преемника Владимир Путин может "вытащить" любое звено из этой цепи. Равно как и в принципе отказаться от каких-либо цепей, напоследок удивив всех на четыре года вперед.
Глеб Павловский,
Фонд эффективной политики:
- Надо помнить, что у нас сегодня в реальном политическом пространстве действует правительство под руководством Путина. Существует единый комплекс исполнительной власти, фактически возглавляемый президентом и верховным главнокомандующим Путиным, и структура правительства, в которой выделяются первые вице-премьеры: Медведев и Иванов. Таким образом, планы и повестка дня следующего президентства формируются Владимиром Путиным. А это гарантирует, что президент останется фактическим руководителем консолидированной власти в России после 2008 года, независимо от того, кого выберут в марте 2008 года.
Роль Иванова, мне кажется, возрастет, в правительстве - безусловно. Я бы сказал, она возрастает с ростом приоритета укрепления военной системы страны. Роль самого этого приоритета растет, о чем говорил Путин в Мюнхене недавно. Формируется это военное крыло коллективного руководства, оно тоже включает в себя Иванова в качестве непосредственного транслятора концепции военного строительства, включает министра обороны и Генеральный штаб, роль которого будет расти. О чем, кстати, сказал сегодня Путин при назначении нового министра обороны. То есть формируется такой своеобразный военный совет. Президент сказал, что оборона не может быть ведомственным делом, наоборот, ведомства являются управляющим звеном, они будут управлять Вооруженными силами, и то, что назначен человек с огромным опытом именно управления аппаратом, - это подчеркивает, что стратегия и концепция минобороны находятся выше министерского уровня, находятся в зоне Путин - Иванов.
Относительно Нарышкина надо помнить, что руководитель аппарата правительства - это человек, по компетенции очень близкий к премьеру. Речь идет не только о внешнеэкономической деятельности, но и об укрупнении деятельности в сфере СНГ - сделан акцент на организации экономических отношений со странами СНГ. А этого у нас не было до сих пор, у нас не было вообще позиции на таком высоком уровне. Почти 15 лет у нас не было ответственного по этим вопросам на подобном уровне. Если вы вспомните, у нас в МИД был раньше довольно жалкий отсек, это было заваленное в прошлом направление, а роль его растет, и Путин поднял его еще выше.