Уже известно, что обязанности первого вице-премьера Дмитрия Медведева практически не претерпят изменений. В его ведении останутся приоритетные нацпроекты и связанные с ним отрасли, а также демография. Да еще координация действий министерства регионального развития в проведении реформы ЖКХ. Первому вице-премьеру Иванову придется заниматься промышленной политикой в гражданской и оборонной отраслях, курировать связь, транспорт, техническое регулирование. С появлением в кабинете нового вице-премьера обязанности заместителя председателя правительства Александра Жукова мало изменятся.
Он по-прежнему будет отвечать за вопросы бюджетной политики, макроэкономики, инструменты развития конкуренции, инвестиционной политики, госполитики в сфере физкультуры и спорта и ряд других аспектов. Вице-премьеру Нарышкину помимо внешнеэкономических связей оставят и правительственную комиссию по административной реформе, и вопросы управления госимуществом.
Да и новый вице-премьер, глава аппарата Белого дома Сергей Нарышкин и первый вице-премьер Сергей Иванов, избавившись от приставки министр обороны, уже выполнили поручение Фрадкова и самостоятельно сформулировали цели и результаты своей деятельности в новом качестве.
Теперь уже первый вице-премьер Сергей Иванов воспринял свое назначение на этот пост как солдат. Это действительно не первое место работы, которое ему приходится менять: сначала невоенному человеку Иванову пришлось стать военным министром, теперь в качестве первого вице-премьера снова уйти на гражданку. Правда, это не совсем так. Круг его обязанностей, конечно же, сильно расширится, и в новом качестве Иванов будет по-прежнему курировать военно-промышленный комплекс, но лишь как часть всего сектора промышленности, весь блок транспорта, инфраструктуры страны, связи, науки, особенно в высокотехнологичных инновационных сферах. По сути, это сферы нескольких министерств.
"Я понимаю, чего от меня хочет президент. Он неоднократно, в том числе в Послании, упоминал, что России надо как минимум, пытаться, а как максимум добиваться диверсификации нашей экономики", - четко обрисовал свое поле деятельности новый первый вице-премьер. По его мнению, сделать это можно только на основе реального производства и наукоемких технологий. "Другого выхода у нас просто нет", - заметил он.
Причем, кабинетным оптимизмом Иванов, судя по всему, уже успел заразиться. Он считает, что экономике России осталось немного: через несколько лет она будет меньше зависеть от конъюнктуры цен на углеводороды. Пройдет пятилетка, и российская экономика будет "основываться на знаниях, интеллекте и прекрасном потенциале граждан страны". В планах - и застопорившееся развитие судостроения. "Как и в авиации, здесь жгучая проблема. Мы конкурентоспособны в военном судостроении, а в гражданском, что в авиации, что в судостроении, - беда. Правда, верфи в последнее время очень сильно загружены военными заказами. Это хорошо. Но ведь нам нужны не только военные суда, но и речные, и танкеры, и нефтеплатформы для работы на шельфе, и, наконец, газовозы, которых до сих пор мы не производим", - пояснил Иванов.
Вмешиваться же в дела военного ведомства по старой памяти он не собирается. "Личный контроль, конечно, исключен", - заверил первый вице-премьер. А вот в помощи новому министру Иванов явно не откажет, считая, что в одиночку "никто - ни министр, ни замы министров - не справится с решением этой задачи". Своей шестилетней работой на посту главы минобороны Иванов удовлетворен, хотя считает, что, "наверное, и даже наверняка, не все получилось, но по основным направлениям движение вперед было". Тем не менее ему есть чем похвастаться: части постоянной боеготовности укомплектованы контрактниками, призывников в "горячие точки" направлять не будут, срок службы сокращен до полутора лет, а с 1 января 2008 года - до одного года, учения стали образом жизни, существуют программы решения жилищной проблемы и денежного довольствия.
- Теперь надо только выполнять, - заметил Иванов.
Очевидно, что со своим преемником он будет часто встречаться по долгу службы. Хотя основные направления модернизации вооруженных сил страны четко прописаны, и теперь необходима лишь их реализация, и первому вице-премьеру, и министру обороны предстоит решить все проблемы, чтобы промышленность могла производить вооружения будущего, "а не "абы что", лишь бы что-то произвести, продать и поставить на вооружение".
- Нас это не устраивает, - заранее предупредил первый вице-премьер. - Только современные образцы и нужны армии, а не все, что попало. Иначе Россия свою безопасность не обеспечит.
У вице-премьера Сергея Нарышкина свой фронт работ. Внешнеэкономическая деятельность находится на стыке полномочий минэкономразвития, минпромэнерго, минтранса, МИД, ФТС, но Нарышкин уверен, что это не означает, что у каких-то министерств или ведомств будут отобран ряд полномочий. "В нынешней управленческой модели правительства роль вице- премьера не состоит в кураторстве одного или группы министерств: каждый министр - сам себе вице-премьер с огромными полномочиями, - пояснил он. - Роль вице-премьера состоит в координации действий ряда министерств, служб, агентств при решении крупных межведомственных и межотраслевых проблем". Нарышкин не исключил, что если вопросы нефти и газа будут находиться в группах товаров, подпадающих под системные меры поддержки экспорта или таможенно-тарифное регулирование, то он будет заниматься их решением.
К приоритетам вице-премьер отнес прежде всего устранение несбалансированности в структуре экспорта, уход от зависимости внешнеэкономической конъюнктуры и, наконец, расширение участия российских компаний в международной интеграции и в разделении труда. Кроме того, президент поручил ему заняться укреплением интеграционных процессов на пространстве СНГ, продвигать механизм Единого экономического пространства с участием России, Украины, Белоруссии и Казахстана. "Трудности в этом вопросе есть", - признался Нарышкин, но у него уже есть определенные идеи, как их решить. Правда, делиться ими вице-премьер не стал, ожидая одобрения правительством и председателем.
Кому из первых вице-премьеров придется замещать председателя правительства в случае его отсутствия, пока неясно. "Может быть, чтобы сохранить определенный баланс, по очереди, - предположил Нарышкин. - Когда я, как руководитель аппарата правительства, отбываю в командировки, я по очереди поручаю каждому из заместителей исполнять обязанности".
Но, судя по всему, это не последние перестановки в кабинете Фрадкова. Настройка правительства, согласно президентской идее сформировать "соответствующим образом органы власти в стране в конце 2007-го и в начале 2008 года", судя по всему, еще продолжится. "Очевидно, есть и будут предложения по модернизации, улучшению кабинета, но они должны быть взвешены с учетом всех аспектов, прежде всего политических", - пояснил Нарышкин.