Российская газета | Юрий Павлович, сколько сейчас в стране обманутых дольщиков?
Юрий Тыртышов | По нашим данным, обманутые дольщики есть более чем в 60 субъектах Федерации. Если говорить о количестве проблемных объектов долевого строительства, их около 470. Решить проблему обманутых людей административными и организационными способами, а также на законодательном уровне министерству регионального развития поручило правительство РФ в июне прошлого года. Тогда же была создана представительная межведомственная рабочая группа.
РГ | И к какому выводу вы пришли?
Тыртышов | Главная проблема в том, что фактически отсутствует контроль за строительством со стороны местных властей. Зачастую многоквартирные дома строятся без всяких разрешений. Частный пример, но аналогов ему множество: во Владимире полностью отстроен дом, но не сдан в эксплуатацию, при этом выясняется, что у фирмы-застройщика нет правильно оформленных документов на строительство. Вдумайтесь: за 2006 год только три процента жилья приобретено в соответствии с законодательством. Остальное - по "серым" схемам.
Конечно, иногда строители допускают элементарную халатность. Порой застройщик и рад бы закончить строительство, но не может из-за отсутствия средств. Но немало аферистов, которые и не собираются строить. Беда в том, что в законе невозможно предусмотреть все варианты.
РГ | Но когда лазеек много, и мошенников становится больше.
Тыртышов | Конечно. За последнее время, я считаю, в законодательном плане сделано не так уж мало, чтобы усложнить недобросовестным застройщикам жизнь. Вышли законы, которые достаточно четко прописывают процедуру начала строительства, выдачу разрешительной документации и тому подобное. Другой вопрос, что эти законы, к сожалению, в полной мере не работают.
Что предлагаем мы? Во-первых, ужесточить и упорядочить ответственность всех участников процесса - как местных органов власти, так и строительных организаций. Практика показывает, если местные власти руководствуются действующим законодательством, все идет нормально. У нас есть очень хорошие примеры, когда проблемы обманутых соинвесторов успешно решаются. Это Ульяновская, Нижегородская области, Москва и Московская область.
Мы также предлагаем исключить прямой денежный контакт между дольщиком и застройщиком. Предполагается, что физические лица смогут участвовать в строительстве путем внесения депозита на специальный счет в так называемую строительную сберкассу, финансирующую возведение объекта и приобретение жилья. Договор купли-продажи будет подписываться после сдачи дома в эксплуатацию. Получается, что деньги собирает и аккумулирует сберкасса, а не застройщик. Она же отвечает за то, чтобы дольщик не остался в проигрыше.
Следующее предложение касается изменений в Законе "Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости..." В любом коммерческом банке может быть создан специализированный блокирующий счет, на котором будут накапливаться средства граждан на приобретение жилья. Это не наше изобретение. По этой схеме в Западной Европе покупается половина жилья.
Кроме того, сейчас разрабатываются уточнения в законодательство о жилищно-строительных кооперативах. Будут более четко прописаны их функции.
Есть еще порядка десятка других предложений. Они носят локальный характер и требуют дополнительного обсуждения. Скажу лишь, что минрегион рассматривает ряд поправок, касающихся изменений в Уголовном, административном и Гражданском кодексах. В том числе предлагается изменить процедуру банкротства юридических лиц. В процессе банкротства строительной компании требования дольщиков будут удовлетворяться в первую очередь.
В 2010 году в России будет введено 80 млн. кв. метров жилья, заявил министр регионального развития Владимир Яковлев на совещании в Кемерово. Однако министр отметил, что в жилищном строительстве необходимо стремиться к показателям наиболее передовых стран Евросоюза, где в год вводится один
квадратный метр на человека. Сейчас в России строится всего лишь 0,35 кв. метра на человека, а при вводе 80 млн. кв. метров - 0,6.
Основным тормозом для развития жилищного строительства, по мнению министра, является неразвитость инженерной инфраструктуры. Напомним, что есть подпрограмма "Инженерная подготовка территорий". Согласно ей, при инженерной подготовке территории под малоэтажную застройку процентная ставка по кредиту в стопроцентном объеме выплачивается государством, под высотную застройку - до 50 процентов. "К сожалению, - сказал Яковлев, - деньги, заложенные на эту подпрограмму - 13,7 миллиарда рублей, - в прошлом году не были реализованы. Потому что по настоянию минэкономразвития из подпрограммы исключили юрлица - тех, кто реально занимается освоением территорий. Мы настояли на том, чтобы их включили в программу. Вопрос на сегодня решен.
Подготовил Андрей Иванов