В IV квартале 2006 года Россия достигла почти абсолютной финансовой стабильности

Никаких кризисов

В таких условиях динамика фундаментальных факторов позволяет утверждать, что в ближайшее время кризис на отдельных секторах финансового рынка маловероятен.

Единственной неблагоприятной тенденцией, выявленной в предыдущем мониторинге, стал рост "избыточного" предложения денег в реальном выражении. Однако последние данные говорят о том, что оно несколько снизилось. Кроме того, в 2006 году впервые в новейшей истории России был достигнут уровень инфляции менее 10 процентов. Иными словами, несмотря на рост денежного предложения, органам денежно-кредитного регулирования удается снижать темп роста цен в стране.

Снижение цен на нефть, начавшееся во второй половине 2006 года, также способствовало уменьшению давления на денежный рынок РФ. В то же время оно было не столь сильным, чтобы поставить под угрозу финансовую стабильность страны. Уменьшение положительного сальдо счета текущих операций РФ также пока не вызывает опасений, особенно учитывая масштабный приток капитала в Россию, зафиксированный по итогам 2006 года.

Таким образом, результаты мониторинга позволяют экспертам ИЭПП утверждать, что возникновение финансовой нестабильности в РФ в ближайшее время маловероятно. В то же время в дальнейших выпусках мониторинга авторы обещают следить за развитием ситуации. А "Российская бизнес-газета" - следить за выпусками самого мониторинга ИЭПП.

Пока Росстат докладывал...

А вот с российскими макроэкономическими показателями, отчетностью и прогнозированием в начале 2007 года явно начало происходить что-то неладное.

Еще 26 января Росстат опубликовал вполне успешные основные экономические и социальные показатели России в 2006 году. Затем, 31 января - 1 февраля Росстатом же были опубликованы первые оценки ВВП 2006 года, динамика которых - 6,7 процента - оказалась чуть ниже оценок минэкономразвития - 6,9 процента. Кстати, так быстро годовая оценка ВВП от статистического ведомства последовала впервые. В результате президент Путин, подводя итоги 2006 года перед журналистами, аккуратно сказал о 6,7-6,9 процента прироста ВВП.

Но межведомственная интрига на этом, судя по всему, не закончилась. Росстат по расписанию 5 февраля выдал "на гора" невероятно низкую январскую инфляцию в 1,7 процента, против которой, можно сказать, ополчились не только средства массовой информации, но и вполне авторитетные профессиональные экономисты и чиновники. Тем не менее опять-таки по расписанию, 8 февраля, статистическое ведомство выпустило уже фундаментальный доклад "Социально-экономическое положение России" и "Краткосрочные экономические показатели Российской Федерации" за январь-декабрь 2006 года. Затем 16 февраля появились данные о 8,4 процента прироста промышленности в январе.

Ведомство Грефа молчало

Все это время главное экономическое и аналитическое ведомство страны - Минэкономразвития России - хранило полнейшее макроэкономическое молчание, не объяснив ни более низкие темпы роста промышленности и ВВП, ни вообще что-нибудь о состоянии экономики в 2006 году, январе и перспективах 2007 года. Лишь 16 февраля министр Греф заявил в Красноярске о 0,4 процента инфляции за 12 дней февраля, а итоговый отчет-мониторинг министерства за 2006 год так и не появился до сих пор. И это при том, что, как регулярно сообщается из правительства, уже начата и идет активная разработка бюджета на 2008 год и перспективного трехлетнего финансового плана. На каком среднесрочном макроэкономическом прогнозе будет основан и бюджет-2008, и перспективный план, остается только гадать. Во всяком случае, понятно, что сделанные минэкономразвития 27 декабря 2006 года основные уточнения оценки 2006 года, прогноза социально-экономического развития на 2007-2009 годы и предварительных проектировках основных параметров на 2010 год на роль базы для правительственных трехлетних финансовых проектировок уже не подходят.

Куда повернуть курс

Самое пикантное во всем этом даже не то, что у ведомств могут быть вполне естественные расхождения по долям процентов макроэкономических показателей. У депутатов и сенаторов, например, расхождения уже не в долях процента, а по существу. По ситуации 2006 года и среднесрочный прогноз, и будущие бюджеты объективно надо корректировать в стороны некоторого снижения темпов, более жестких антиинфляционных монетарных и финансовых ограничений, включая расходы бюджета. Но идеология инерционного планирования и прогнозирования правительством уже давно отвергнута. То есть должен быть и активный сценарий макроэкономического прогноза, и соответствующий этому сценарию более энергичный и динамичный бюджет развития, а не инерционной поддержки российской экономики. К сожалению, как представляется, минэкономразвития находится еще в процессе "пробивания" реальных, а не "программных" факторов и стимулов будущего роста. Пока удалось создать Инвестфонд, несколько особых зон, ну и еще реализовать кое-что из мер поддержки промышленности и иноваций. Ничего более радикального, типа инвестиционной льготы или амортизации по рыночной стоимости, добиться не удалось. Создание Банка развития затянулось минимум на два года, при том, что механизмы привлечения и вложения им финансовых ресурсов остаются весьма дискуссионными. Впрочем, если это будет некоммерческая организация, то и статус банка ему не нужен.

В свою очередь минфин еще более категорически не готов что-либо серьезно менять ни в налоговой политике, ни в структуре и приоритетах бюджетных расходов, ограничиваясь лишь косметическими рокировками НДС и НДПИ. Причем у каждого ведомства есть свои резоны. Вывод же довольно печальный: если Россия сейчас останется в парадигме инерционного макроэкономического прогнозирования и финансовых проектировок, то другого шанса даже будущему президенту может и не представиться.

Дилемма в конечном счете проста: либо использовать достигнутую финансовую стабильность как основу для более агрессивной экономической политики, либо пытаться ее сохранить как самостоятельную ценность. Естественно, в расчете на то, что эта привлекательность в глазах инвесторов и потребителей принесет плоды в виде если не ускорения, то хотя бы не снижения темпов экономического роста. И, хотя мнения на этот счет разделяются, одно можно сказать точно: именно сейчас для России сложилась уникальная благоприятная ситуация, которая позволяет не пассивно следовать за внешнеэкономической конъюнктурой, а самостоятельно определять приоритеты и принимать национальные экономические решения.

Показатели финансовой стабильности...