Будут ли иностранные сборочные производства переходить на российские компоненты
Семинар проводился Общероссийской общественной организацией "Деловая Россия" и Японской организацией по развитию внешней торговли (ДЖЕТРО) в рамках Международного автомеханического салона.
Надо отметить, что тема перенесения производства автомобильных компонентов ближе к местам производства автомобилей давно витает в российском автомобильном пространстве. Действительно, подобная локализация способна снизить, например, транспортные издержки, что может повлечь за собой снижение стоимости автомобилей. Тем более что в последнее время цены только растут - так, вслед за Ford, General Motors, Toyota и Citroen, которые недавно заявили о повышении цен на продаваемые в России автомобили своих марок, поднять отпускные цены готовится Renault.
По оценке аналитиков ACEA (European Automobile Manufacturers Association), к 2010 году Россия станет вторым по величине автомобильным рынком в Европе. К этому времени практически все крупнейшие мировые автомобильные производители будут иметь в России свои сборочные заводы.
На сегодняшний день сборочные предприятия известных иностранных автомобильных марок на территории России практически повсеместно используют иностранные автомобильные компоненты. Конечно, есть исключения. Так, концерн Ford во Всеволжске ставит на выпускаемые автомобили Focus отечественного производства коврики в салон, брызговики и тому подобную мелочь, которая, как говорится, "на скорость не влияет".
Более того, российские производства также предпочитают использовать при сборке отечественных автомобилей импортные автокомпоненты. В чем кроется причина такого недоверия? Одна из основных ответов - низкое качество отечественной продукции, вызванное устаревшими технологиями, использующимися в производстве.
Поэтому сейчас минэкономразвития ведет переговоры с самыми авторитетными мировыми производителями комплектующих для авторынка с тем, чтобы пригласить их в Россию. К таким грандам относятся компании из Канады (Magna International) и Германии (Robert Bosch AG, Zahnrad Fabrik Friedrichshafen AG, LINNER, Virol, Siemens AG).
Надо сказать, что они действительно не против и присматриваются к России с позитивными мыслями. Дело в том, что еще 16 сентября прошлого года было принято и 22 ноября вступило в силу постановление правительства РФ, согласно которому был согласован перечень деталей, которые можно было ввозить в Россию по сниженным пошлинам. В этот перечень попали детали двигателей и коробок передач, детали тормозной системы, рулевого управления и целый ряд других, более мелких позиций. Кроме этого, одним из пунктов было прописано обязательство полной локализации производства деталей в течение ближайших 5-7 лет.
Это привело к тому, что сегодня множество иностранных производителей рассматривают Россию как полигон для строительства собственных заводов по производству комплектующих, причем не только для иностранных, но и для исконно, если так можно выразиться, российских автомобилей. Проблема, которую им необходимо будет решать в самое ближайшее время, это наличие или обучение квалифицированных кадров для таких производств, но перспективы могут открываться намного более радужные. Ведь от России намного ближе до стран Азиатско-Тихоокеанского региона, а этот рынок для автомобильной промышленности Старого Света является весьма и весьма перспективным. Кроме всего прочего, про прогнозам экспертов, к 2010 году рынок автокомпонентов в России будет составлять 20-32 миллиарда долларов в год и упустить такой кусок пирога было не совсем правильно.
Так что в ближайшее время мы с вами сможем наблюдать, как все больше комплектующих на производимые в России автомобили будет производиться на территории России, а не ввозиться из-за рубежа.