Звучали разные идеи. Председатель Внешэкономбанка Владимир Дмитриев предложил даже для реализации крупных инвестиционных проектов использовать средства Пенсионного фонда, что находятся в управлении банка.
По словам руководителя Федерального дорожного агентства Олега Белозерова, в ближайшее время предполагается поднять вопрос о создании ОАО "Российские скоростные дороги". Чиновник отметил большой интерес иностранных инвесторов к строительству автодорог в России и, в частности, к Западному скоростному диаметру в Петербурге.
- В январе мы провели серию переговоров с инвесторами, занимающимися дорожным бизнесом. Они указали нам на ряд моментов, которые мы не учли. Однако ничего не потеряно, есть возможность внести поправки в конкурсную документацию. Западные специалисты считают, платная дорога выгодна, когда по ней проезжает не менее 20 тысяч машин в сутки. У нас же есть дороги с пропускной способностью более 100 тысяч машин. Иностранные компании не могут понять, как при таких условиях не создавать платные автодороги.
Оптимистично был настроен заместитель министра транспорта РФ Александр Мишарин.
- Учитывая пространственные объемы России, растущие потребности бизнеса, увеличение благосостояния населения, спрос на авиаперевозки будет ежегодно расти, - подчеркнул он. - Центр стремится увеличить финансирование отрасли. Прежде всего выделяется больше средств на ремонт аэропортов. В 2002 году на эти цели было израсходовано 800 миллионов рублей. В бюджете нынешнего предусмотрено почти 20 миллиардов.
Заместитель министра обратил внимание региональных чиновников на предстоящее перераспределение полномочий по содержанию аэродромов и аэропортов.
- Центр возьмет основные аэропорты, прежде всего ХАБы и крупные узлы, - заметил Мишарин, - в федеральное ведение также перейдет аэродромная сеть тех регионов, власти которых не смогут ее содержать. Например, принято решение оставить все аэродромы Якутии в собственности Федерации. А вот в Свердловской области, Красноярском крае их передадут на баланс региональных властей. А для того, чтобы регионы смогли развивать аэродромную сеть, внедряется механизм субсидий.
Между тем не везде в регионах понимают перспективы дальнейшего развития авиации. Глава агентства промышленности, энергетики и транспорта администрации края Денис Пашков порядком удивил федерального чиновника, сообщив, что в марте предстоят торги по имущественному комплексу аэродрома Хатанги. На торги будет выставлена и взлетно-посадочная полоса. Между тем, как заметил столичный гость, это незаконно и в случае проведения подобных торгов, с их устроителями будет разбираться прокуратура.
Под занавес экономического форума прошло заседание Инвестиционной комиссии Российской Федерации. На ней был рассмотрен инвестиционный проект по строительству специализированного портового комплекса "Юг-2" в Усть-Луге Ленинградской области. В течение трех лет предполагается построить один из самых современных портов в России. Инициаторы проекта запрашивают из инвестиционного фонда 2,42 миллиарда рублей.
- Грузооборот порта должен составить 5 миллионов тонн в год, - заявил на презентации проекта генеральный директор ОАО "Усть-Луга" Игорь Русу. - ВРП Ленинградской области к 2010 году увеличится на 18 процентов. Если проект не удастся завершить в ближайшие годы, то зарубежные конкуренты сумеют это сделать раньше и перехватить грузопоток нам будет очень сложно.
В Красноярске, однако, вопрос прояснения не получил - его решено было отложить. Хотя всем понятно: без участия государства - и отнюдь несимволического- ни этот, ни другие проекты шансов материализоваться не имеют.
Александр Хлопонин, губернатор Красноярского края, даже обнародовал конкретные цифры:
- Сумма инвестиционных планов крупного бизнеса на 400 миллиардов долларов означает, что для реализации всех этих проектов государству придется так или иначе вложить в инфраструктуру не менее 150 миллиардов долларов.