"Круглый стол", проведенный "Деловой Россией", обсудил хронически больную для нашей страны тему повышения эффективности энергопотребления как "необходимого инструмента перехода на энергосберегающий путь развития экономики". Термин взят из разрабатываемой сейчас в минпромэнерго федеральной целевой программы.
По едкому замечанию одного из присутствовавших специалистов, это пятая на его памяти программа. Предыдущие скончались от недостаточного финансирования. Не считал, но соглашусь. Начиная со времен "экономной экономики" власть неоднократно проявляла заботу об энергосбережении. На словах. Материализация идей, как правило, ограничивалась реализацией, к тому же не полной, так называемых пилотных проектов.
Вот и на сей раз минпромэнерго в лице заместителя начальника отдела государственной энергетической политики департамента ТЭК Анатолия Гордукалова высказалось об успешности последней ФЦП, если бы она не была приостановлена по воле минэкономразвития, поддержанной правительством РФ. Прогресс действительно налицо. На базе одного из лесоперерабатывающих предприятий почти сооружена ТЭЦ, использующая отходы древесины, надо понимать, опилки, горбыль, хранящиеся в отвалах. Польза для экологии, но будущая. Ведутся работы по приливным и гидроаккумулирующим станциям.
Рассматриваются перспективы плавучих АЭС небольшой мощности, что крайне необходимо для российских "северов".
Три "ха-ха". Такое впечатление, что из программы в программу переписываются одни и те же "пилотные проекты". На моей памяти обо всем этом говорилось четверть века назад в программах Госкомитета по науке и технике тогда еще Советского Союза.
Бюджетные деньги направляются не тогда, не туда, но по известным адресам. Координировать ФЦП - дело не столько престижное, сколько выгодное.
Депутат Валентин Иванов, возглавляющий в Госдуме подкомитет по возобновляемым источникам энергии, рассказал, как министр Виктор Христенко отреагировал на вопрос о приоритетности использования солнечной, ветровой, приливной и других "нетрадиционных" видов энергии в России: мол, для страны, богатой углеводородами, водными и лесными ресурсами, эта проблема не актуальна. С таким мировоззрением мы еще долго будем плестись в хвосте планеты всей по конкурентоспособности продукции высоких переделов.
"Деловая Россия", по словам руководителя ее исполкома Николая Остаркова, кровно заинтересована в более эффективном использовании топлива и энергии. Эта общественная организация объединяет в основном представителей перерабатывающих отраслей, "национально ориентированных", т.е. направленных главным образом на импортозамещение, а не экспорт продукции.
В дискуссии приняли участие председатель Комитета Совета Федерации по экономической политике, предпринимательству и собственности Оганес Оганян, заместитель председателя Комитета Госдумы по природным ресурсам и природопользованию Василий Тарасюк. Но они, скорее, отделались самоотчетами, повторением избитых истин, чем конструктивным подходом к злободневной проблеме.
Характерно, что больший интерес к сбережению российских ресурсов проявляют Всемирный банк и ЕБРР, чем те, кому это, как говорится, на роду написано.
Дельными представляются высказанные предложения о превращении энергоаудита в энергосервис. Чтобы дело не ограничивалось рекомендациями, а сопровождалось их внедрением с материальной ответственностью за результат. Отмечалось, что в стране нет единого органа, координирующего усилия по энергосбережению, нет и мотивации к внедрению соответствующих технологий.
Евросоюз и США вовсю работают на государственном уровне, чтобы ослабить свою зависимость от поставки углеводородов. Мы же в свою очередь озабочены безупречным выполнением обязательств перед партнерами по поставкам нефти и газа. Как отмечалось на "круглом столе" в "Деловой России", добыча газа стабилизировалась, на существенный рост рассчитывать не приходится. В связи с этим принимаются решения о расконсервации использования торфа и угля внутри страны. Тот, кто их "консервировал" в свое время, теперь уже не у дел.
В основном обсуждение проблемы шло вокруг альтернатив генерации электрической и тепловой энергии. Об энергопотреблении, так уж получилось, говорили почти вскользь.
Тем не менее в рекомендациях, которые еще будут уточняться, записано: "Чтобы соответствовать вызовам времени, федеральная целевая программа должна предложить такой энергоэффективный сценарий развития экономики, который позволил бы резко уменьшить нерациональное потребление энергии, максимально повысить эффективность использования энергоресурсов.
Определенные наметки такого сценария в концепции обсуждаемой программы просматриваются. Вместе с тем реализация заявленных целей требует выработки новых, современных подходов в проведении энергоэффективной политики. А они, к сожалению, отсутствуют. В концепции не прописан алгоритм создания необходимых мер правового, экономического, организационного характера, которые позволяют повысить энергоэффективность. Мало внимания уделено проблеме консолидации усилий по решению этой задачи всех субъектов энергетического рынка - от производителей и поставщиков до потребителей энергоресурсов. Участие государства сведено к пассивной роли "финансового спонсора" мероприятий программы. Недостаточно проакцентирована в концепции ФЦП и проблема формирования рынка передовых энергоэффективных технологий, материалов и оборудования".
Хотелось бы верить, что критические замечания в адрес ФЦП будут учтены и не отразятся на сроках ее принятия и утверждения. Ведь она рассчитана на 2008-2010 годы и перспективу до 2015-го. Бюджет на ближайшую трехлетку верстается уже сейчас.