Брилева бесцеремонно вытащили из эфира

Вещатель! Ты меня уважаешь?

На этих же днях случилась кадровая подвижка непосредственно на ТВ. Стало известно, что известный телеаналитик канала "Россия" Сергей Брилев отстранен от своей именной воскресной программы "Вести недели". Отстранен без объяснений мотивов со стороны начальства и комментариев подчиненного. Последовали только туманные намеки анонимных источников. Один: "в связи с переходом на другой проект", якобы предвыборный. Другой: "по причине завышенной самооценки" самого Брилева.

Понятно, что в подобных обстоятельствах открывается простор для досужих догадок и политических спекуляций. Мол, неспроста все это. Человеку, который имеет возможность непосредственно задавать вопросы президенту, не могут без каких-либо серьезных оснований сказать в одно прекрасное утро: "Пшел вон, дурак". Наверное, что-то такое неправильное он ляпнул в одном из выпусков программы... Или позволил себе неуместную иронию по отношению к тому или иному влиятельному политику. Или кому-то из них наступил на больную мозоль. Или кого-то из них проигнорировал.

Не исключено, впрочем, что ларчик открывается гораздо прозаичнее. У Брилева, предположим, вышла банальная внутрипроизводственная разборка из-за монтажных столов, из-за престижной командировки, из-за... Да, мало ли из чего может произрасти нестерпимая обида и какая кошка может пробежать между коллегами, между начальниками и подчиненными. И мы, зрители, и они, администраторы, - живые люди, и всякое меж нами бывает. Тут надо бы только учитывать следующее.

Телевизионная компания - не стандартный производственный коллектив. Иные из его сотрудников, не будучи обременены административной должностью (например, ведущие авторских программ), приобретают статус - "лицо канала". Оно и предмет гордости, и предмет зависти. А Сергей Брилев к тому же был одним из "первых лиц канала". Но, в конце концов, дело даже не в уровне престижности и важности человека, таким лицом обладающим. Дело в том, что ведущий - это своего рода контактная линза для телезрителя, который с ней свыкся, сжился... И тут ее у тебя бесцеремонно вынимают.

Брилев мне, как говорится, не сват и не брат, но он профессионал, каких не так уж и много в телевизионной политической журналистике. Только что он получил по этой части сертификат - статуэтку "ТЭФИ". А кроме того, у него есть довольно высокий личный рейтинг доверия со стороны не начальства, а зрителей, и нужны действительно очень веские основания, чтобы пойти на столь решительную и скоропостижную кадровую перемену в эфире. Да еще в тот момент, когда стартовала избирательная кампания. Неужто нельзя было обойтись без хирургических мер?

В ситуации публичной политики надо бы хотя бы и минимально, но уважать привычки массовой аудитории.

Увы, все чаще ловлю себя на догадке: меня вещатель не уважает. Уже почти нормой стало "двигать" по сетке низкорейтинговый сериал. А то и вовсе его вынимать из программы. Недавно канал "Культура" опять же без объяснения причин отменил показ анонсированного документального фильма о Бродском.

В том и принципиальная особенность внутрикорпоративного произвола на ТВ: его оборотная сторона - неуважение зрителя. Ты спрашиваешь: "Который час?", а в ответ: "Не твоего ума дело".

Ирония ситуации в том, что ты интересуешься временем не у прохожего, а у Останкинской башни.

Мы его уже перешли?

Гай Юлий Цезарь едва замочил сапоги, перейдя речку Рубикон.

Как он их замочил, мы увидели в художественно-популярном фильме BBC "Кинжал в спину Цезаря" из цикла "Римская империя".

Речка и вправду была ничтожной, теперь ее вовсе не отыскать ни на карте, ни на местности. Но поскольку она пролегла между двумя эпохами - республиканским Римом и Римской империей, - то и сам рубеж в нашем сознании мыслится как нечто масштабное.

Тут настигла нас круглая историческая дата: грядет 90 лет Февральской революции, и закипели в эфире сразу нескольких программ страсти: что это было - Рубикон или так, банальное уголовно-политическое преступление?

"Спектакль" мог бы получиться и интересным, если бы не поднадоевшая шоу-группа политиков и политологов - Ципко, Уткин, Бабурин, Проханов, Кургинян, Хакамада, Немцов, Жириновский, Леонтьев и примкнувший к ним Дмитрий Быков. "Артисты" эти сильно заштамповались. У каждого свое словесное клише, свой набор мимических ужимок и пластических жестов, с коими, кажется, они не расстаются даже в постели.

У Ципко по любому случаю на лице страдание, а в голосе мольба о сострадании. Харитонов все не может забыть про всемирно-историческое значение Октября. Бабурин чуть что к ночи поминает масонов. Проханов не устает выкрикивать что-то несвязное о Пятой империи. Кургинян - о приоритете духовного начала. И все вместе - о зловредности США.

Всякий раз, как они сходятся либо у соловьевского "Барьера", либо в овальной выгородке Максима Шевченко, то начинается театр тотального ора, из которого на сей раз можно было понять, что горячатся и истерикуют наши телеоракулы не столько по поводу минувших революций, сколько по случаю революций грядущих. Что посредством оплевывания и поношений друг друга они выясняют, какая революция на теле истории России была злокачественной опухолью, а какая - доброкачественной.

Итоги голосования студийных зрителей оказались разочаровывающими для революционных демократов: зрители большинством голосов осудили Февраль 1917-го и, стало быть, отвергли всякую революцию как пагубный для народа инструмент исторического развития.

С одной стороны, сегодня мы свой Рубикон стараемся что есть мочи углубить. С другой - во что бы то ни стало его преодолеть.

Когда пару тысяч лет с гаком назад Цезарь перешел Рубикон, то Рим опустел в предчувствии гражданской войны.

Теперь ни Гай Юлий, ни Глеб, извините, Павловский с Прохановым нас не запугают. За ними - легионы устрашающих образов и призраков очередной Империи, а у нас на экране увеселительные полномасштабные проекты "Властелин горы", "Минута славы", "Большой спор". Эфир Первого канала заполнили звезды спорта, кино, шоу-бизнеса и "чайники".

И те и другие свой Рубикон перешли. Хотя, наверное, об этом и не догадываются.

ЮРИЙ БОГОМОЛОВ

ОБОЗРЕВАТЕЛЬ