Сенаторы выступили против особых отношений с Татарстаном

Вчера профильные комитеты Совета Федерации (Комитет по конституционному законодательству, по делам Федерации и региональной политике, по вопросам местного самоуправления, по правовым и судебным вопросам) приняли решение рекомендовать верхней палате отклонить одобренный Госдумой договор между федеральными властями и Республикой Татарстан. Сегодня Совет Федерации на пленарном заседании должен рассмотреть этот документ. Многие члены СФ ставят под сомнение саму необходимость установления договорных отношений на уровне центра и субъектов Федерации.

Как рассказал "РГ" председатель Комитета СФ по конституционному законодательству Юрий Шарандин, "теоретически в нашей стране может возникнуть необходимость в появлении подобного рода договоров, но в настоящее время практической необходимости в них нет". "Я не вижу ни одного предмета или темы, ради которой нужно было бы заключать отдельный договор. Дело в том, что все вопросы, касающиеся отношений центра и регионов, урегулированы законодательством и российской Конституцией, в связи с чем возникает вопрос о целесообразности создания новых документов по этому поводу", - сообщил "РГ" Шарандин.

Юрий Шарандин пояснил, что одобренный Госдумой договор между федеральным центром и Республикой Татарстан напрямую "повторяет некоторые статьи Конституции России, а дублировать положения Основного Закона положениями нормативного акта, имеющего значительно меньшую юридическую силу, просто бессмысленно - это является избыточным регулированием".

Глава Комитета СФ по делам Федерации и региональной политике Рафгат Алтынбаев сообщил вчера, что к упомянутому договору существует "ряд вполне конкретных правовых претензий". "В частности, в документе нечетко определены условия договора, и прежде всего непонятным остается вопрос, какие особые причины есть у Татарстана, в отличие от других субъектов Федерации, для заключения такого рода договорных отношений", - рассказал Алтынбаев. Рафгат Алтынбаев считает, что отдельные положения договора не соответствуют отечественному законодательству и Конституции России. "В частности, в договоре устанавливаются дополнительные требования для кандидатур "на замещение" высшего должностного лица республики, в то время как в соответствии с российским законодательством речь должна идти "о наделении полномочиями". Вызывает вопрос имеющееся в договоре требование о том, чтобы кандидат на высший должностной пост в республике свободно говорил на татарском языке", - сообщил Алтынбаев. Он подчеркнул, что подобное требование не может быть предметом договорных отношений. В свою очередь Юрий Шарандин рассказал, что "с юридической точки зрения остается неясным, что такое свободно владеть языком, никто этого не поясняет". "Но даже если отвлечься от этой неопределенности, то подобное требование ставит в неравные условия граждан России", - рассказал Шарандин. Он также сослался на нормы Конституции РФ, где четко говорится о том, что не может быть введено какого-либо различия по вопросам пола, расовой или национальной принадлежности, либо языка. "Ну, проехали мы уже это все, и я не очень понимаю, как вообще Госдума могла пропустить такой договор", - сказал Шарандин.

Против одобрения договора между федеральным центром и Республикой Татарстан не раз высказывался спикер СФ Сергей Миронов, заявлявший, что все регионы должны быть юридически равны перед законами и Конституцией и делать исключение для одного субъекта Федерации политически неверно. "Если договор не будет одобрен сенаторами, а вероятность этого весьма высока, то Госдума может преодолеть наше вето, и после этого документ пойдет, минуя Совет Федерации, на подпись главе государства, а после подписания примет силу закона", - рассказал Юрий Шарандин.