ФМС получит 16 млрд. рублей на льготные лекарства

В последние дни тема активно обсуждалась в Государственной Думе, прошли совещания с участием регионов в минздравсоцразвития и ФОМСе. Финансовое положение действительно очень непростое. Как известно, из программы вышла примерно половина льготников - те, кто предпочел "живые" выплаты. Финансирование, соответственно, было уменьшено. Но потребности остались фактически на прежнем уровне: ведь право на бесплатные лекарства оставили за собой как раз те люди, кому они нужны постоянно и в больших количествах. Весь прошлый год поставки продолжались в долг, и долги эти в целом по стране, по разным данным, составили до 20-26 млрд. руб. И сегодня, пока прошлогодние недоплаты не погашены, поставщики, требуя ясности и не желая работать себе в убыток, элементарно придерживают доставку препаратов в регионы.

Еще осенью прошлого года, когда стало ясно, что рецептов навыписывали намного больше годового бюджета по программе, минздравсоцразвития вынужден был включить механизм экономии. С помощью такого незамысловатого приема, как сокращение льготного перечня медикаментов, перевода части препаратов из списка, назначение по которому делает врач, в ту его часть, которой распоряжается комиссия. Правда, попытались, чтобы сужение ассортимента лекарств на интересах больных сказалось как можно безболезненнее: в основном вычеркнули медикаменты, применяемые в условиях стационара. Понятно: если человек попадает в больницу, он не должен приносить лекарства с собой, в отделении ему дадут все необходимое. По правилам это так, но в жизни, как мы знаем, нередко случается совсем наоборот.

Перед чиновниками, отвечающими за выполнение программы дополнительного лекарственного обеспечения (этим занимаются региональные департаменты здравоохранения, территориальные фонды медицинского страхования и региональные подразделения Росздравнадзора) стоит труднейшая задача: добиться того, чтобы врачи соблюдали баланс, не выписывая "лишних" рецептов, но и не отказывая пациенту в необходимой терапии. По предварительным данным проверок, проведенных ФОМС, количество необоснованно выписанных рецептов достигает 20-25 процентов. Если это действительно так, получается, что каждый четвертый рецепт выписан не тому и не так, как надо.

"Контролировать процесс правильности и обоснованности врачебных назначений и выписки рецептов должны регионы, здесь надо наводить элементарный порядок", - заявил глава минздравсоцразвития Михаил Зурабов. И подтвердил свои слова цифрами: в 2005 году ежемесячно выписывалось 8,5-9 миллионов рецептов, в декабре - сразу 33 миллиона; в прошлом году - опять всплеск назначений в конце года до 21 миллиона рецептов.

"Понятна позиция людей, решивших выйти из программы, они запасались бесплатными лекарствами, - говорит министр. - Но мы неоднократно обращали внимание регионов на то, что в результате дестабилизируется финансирование и получение лекарств теми, кто в программе остался".

Не случайно сейчас ФОМС "шерстит" поликлиники, и, судя по всему, гайки будут закручиваться и дальше. Во всяком случае, по мнению и.о. руководителя ФОМС Дмитрия Рейхарта, совсем неплохо было бы установить финансовую ответственность лечебного учреждения и непосредственно врача за необоснованные назначения.

При этом никакого "автоматического" сокращения выписки рецептов быть не должно, хотя как раз по такому пути нередко идут руководители здравоохранения в регионах. В "РГ" поступает много жалоб на то, что врач отказывается выписывать пациенту больше двух-трех наименований лекарств, хотя раньше человек получал и другие препараты. Михаил Зурабов заявил, что подобная практика "нелепых ограничений проводится от беспомощности".

Что же предлагается взамен? Во-первых, ввести строго персонифицированный учет по дорогостоящим препаратам. Они должны назначаться исключительно по показаниям. Во-вторых, добиваться того, чтобы и все остальные медикаменты выписывались в соответствии со стандартами терапии.

А в будущем, предлагает Михаил Зурабов, можно было бы снять все ограничения и назначать льготному пациенту любой препарат из разрешенных к применению в России, но при этом установить определенный уровень возмещения его стоимости. Проще говоря, если больному помогает недорогое лекарство, то и слава богу, он получит его целиком бесплатно. Если же пациент хочет получить самый последний, самый современный препарат, за него придется доплатить из собственного кармана.

Дмитрий Рейхарт, в свою очередь, считает, что нужно усилить государственный контроль за ценообразованием, снижая торговые надбавки и уровень предельных цен на поставки медпрепаратов в рамках программы.

Руководители здравоохранения надеются, что разрядить ситуацию удастся уже в ближайшее время. Долги поставщикам должны вернуть. Законопроект с поправками в бюджет ФОМС-2007, в котором предусмотрено порядка 16 миллиардов рублей, чтобы закрыть эту проблему, готов, и профильные комитеты Госдумы обещали рассмотреть его поскорее.

Не должно возникнуть новой организационной путаницы и при выписке рецептов. Много нареканий в прошлом году вызвали перманентные пересмотры льготного перечня, что путало врачей и нервировало пациентов. По словам Михаила Зурабова, в этом году до сентября перечень останется в прежнем виде.

В том, что программа нужна, никто не сомневается. При всех ее сложностях и минусах всего за год удалось получить положительные сдвиги в здоровье населения. "Впервые за последние 14 лет мы имели в прошлом году снижение смертности, - констатировал министр. - Многие тяжелобольные впервые смогли получить терапию на уровне европейских стандартов. Программа нужна, и сворачивать ее мы не будем. Просто нужно стиснуть зубы и навести порядок".

Справка "РГ"

На 1 января 2007 года в лекарственной программе осталось 7,7 миллиона человек, 45% от общего числа льготников.

За прошлый год им было выписано 133,48 миллиона рецептов.

Средняя стоимость рецепта составила 549 рублей.

   ЦИФРА

1,3 миллиона

человек ежегодно умирает в России от сердечно-сосудистых заболеваний. По мнению президента Всероссийского научного общества кардиологов (ВНОК) академика РАМН Рафаэля Оганова, виной тому не недостаток медикаментов, а нездоровой образ жизни и отсутствие своевременной медицинской помощи, в том числе высокотехнологичной хирургической.