Озвученные объемы действительно поражают. По скромным подсчетам, это около 7-10 процентов ВВП. По словам Игнатьева, "объем такого рода операций составляет 1,5-2 триллиона рублей в год, а потери консолидированного бюджета - 500-800 миллиардов рублей в год". Если измерять объемы в течение одного месяца, то за 30 календарных дней "обналичка" составляет в среднем 50-80 миллиардов рублей, а масштабы переводов для оплаты "серого" импорта - 3-4 миллиарда долларов в месяц.
Надо отметить, что масштабы использования "серых" схем, несмотря на попытки на законодательном уровне ограничить поток, все время растут. На прошедшей не так давно коллегии МВД помощник президента Виктор Иванов заявил, что динамика роста процесса обналичивания средств через банки удручает: по итогам прошлого года прирост составил 28 процентов. В денежном выражении это 10 триллионов рублей.
Для определения, принадлежит ли та или иная операция к "серым" схемам, существует целый набор строго регламентированных параметров. Здесь и фамилия человека, осуществляющего или получающего платеж, и наименование организации плательщика/получателя, и сумма платежа, и вид платежа. Оценивается также срок существования фирмы плательщика/получателя.
Чаще всего обналичивание денег используется для ухода от налогов при выплате зарплат. Дело в том, что зачастую выгоднее получается обналичить средства под 8-10 процентов, проведя их по какой-либо другой статье расходов и выплатить зарплату "в конвертах", чем заплатить единый социальный налог (чаще всего он составляет 26 процентов), да еще и с самой зарплаты - 13 процентов подоходного налога. Еще несколько лет назад основная часть средств обналичивалась с использованием фирм-"однодневок". Сейчас в основном используются банки-оптовики, которые существуют в течение недолгого времени (от нескольких месяцев до года с небольшим) и в течение этого срока прокачивают через себя миллиарды рублей.
Как планируется бороться с использованием "серых" схем? Надо отметить, что есть всего два пути и они противоположны. Первый - ужесточить налоговый контроль, второй - ослабить налоговый гнет. На данный момент борьба идет больше по первому варианту, причем чем дальше, тем контроль все больше и больше ужесточается. За такой путь выступает, в частности, и министерство финансов, глава которого, Алексей Кудрин, заявлял, что он "за самые жесткие меры в этой сфере".
На сегодня в Государственной Думе рассмотрены поправки в Уголовный и Гражданский кодексы, которые подготовлены Генпрокуратурой, МВД и Центральным банком Российской Федерации. Если они будут приняты в виде, близком к первоначальному, то российскую банковскую систему ждут непростые времена.
Во-первых, планируется предоставить Центробанку право отказывать в желании занять новую должность в банковской сфере тем бывшим начальникам банков, у которых уже была отозвана лицензия.
В-вторых, планируется разрешить МВД получать справки о движении средств по счетам клиентов, если они находятся на этапе предварительного следствия. Ранее для такой процедуры требовалось получить разрешение прокурора.
В третьих, ЦБ может получить право проводить в течение года повторные проверки банков на соответствие их деятельности законодательству о противодействии легализации доходов, полученных преступным путем. Также может расшириться перечень операций, подлежащих контролю.
Одним словом, закон в случае его принятия обещает быть суровым. Проблема в том, что, по мнению большинства участников и экспертов рынка, все равно проблему с обналичиванием средств с помощью тотального закручивания гаек не решить. Пока есть спрос, будет и предложение.