Как избежать чужих ошибок в миграционном процессе

Пережив распад многонационального СССР и погрузившись с головой в круговерть мировых социально-экономических процессов, Россия столкнулась с множеством вопросов и проблем современного развития, хорошо известных в развитых странах и в то же время абсолютно неожиданных для постсоветского пространства.

Ощутимая дифференциация уровней социально-экономического развития бывших республик СССР, парад суверенитетов и отсутствие объединяющей их политики привели к тому, что на территории бывшего Союза начали формироваться процессы, сходные с теми, что имели место после крушения крупнейших колониальных империй.

Одним из таких процессов стала массовая и плохо контролируемая трудовая миграция. Если в случае с колониальными империями основным направлением миграции стало движение людских масс из получивших независимость колоний в благополучные европейские метрополии и США, то после развала СССР центром притяжения для "братских народов" стала более богатая и трудодефицитная Россия.

Несмотря на то, что новейшая история развитых стран имеет довольно богатый опыт работы с миграционными потоками, нельзя сказать, что на Западе проблема мигрантов решена полностью. Относительного успеха в этом деле удалось добиться лишь в США, где действует весьма грамотная и достаточно жесткая система "переплавки" миграционных потоков и социализации мигрантов. Гораздо хуже в этом отношении обстоят дела в более либеральной Европе. Открыв в тяжелые послевоенные годы доступ в свои страны жителям бывших колоний, Западная Европа на определенном этапе смогла решить текущие проблемы с нехваткой неквалифицированной рабочей силы. Однако впоследствии, с ростом экономического и технологического развития стран Европы, рынок неквалифицированного труда здесь начал резко сокращаться, раскручивая массовую безработицу в эмигрантской среде.

Проживающие преимущественно локально, в "национальных кварталах" мигранты так и не смогли адаптироваться к новым реалиям и приобщиться к культуре принявшей их стороны. Результатом тому стала резкая маргинализация последующих поколений мигрантов, ставшая серьезной проблемой для большинства развитых европейских стран. Последний пример тому - недавние массовые волнения выходцев из мусульманских стран во Франции и ряде других государств Европы. На сегодняшний день данная проблема является одной из главных головных болей Евросоюза, последствия которой до конца не изучены.

Впрочем, вопросы неконтролируемой трудовой миграции вызывают беспокойство не только в Западной Европе. Весь "букет" проявившихся на Западе проблем угрожает сегодня и России. Более того, на российской почве эти проблемы зачастую обрастают специфическими, чисто национальными особенностями. Так, например, как бы ни старались российские федеральные власти, но местами притяжения иностранной рабочей силы являются не трудодефицитные регионы Сибири и Дальнего Востока и отнюдь не запустевшее сельское хозяйство страны. Основной приток трудовой миграции концентрируется в крупнейших городах и в первую очередь в Москве. Объяснить это достаточно просто - именно там сходятся основные финансовые потоки и именно там за труд предлагается наиболее высокая оплата.

Несмотря на непрекращающиеся усилия российских властей изменить ситуацию и обеспечить перераспределение миграционных потоков, исправить столь разительную диспропорцию до сих пор никому не удавалось. Скорее наоборот - в связи с принятием поправок к законам о "О миграционном учете" и "О правовом положении иностранных граждан в РФ", упрощающим правила пребывания и работы иностранцев в России, ситуация в крупных городах и прежде всего в Москве может ощутимо обостриться.

По замыслу авторов, реализация поправок призвана повысить эффективность управления миграционными процессами, сократить нелегальную иммиграцию, а также повысить уровень конституционно-правовых гарантий прав соотечественников и иностранцев, желающих трудиться и жить в России.

Согласно новым правилам мигрант обязан предъявить в пункт выдачи трудовых карт заявление о желании работать в России с указанием сферы предполагаемой деятельности, паспорт, квитанцию уведомления Федеральной миграционной службы (ФМС) от принимающей стороны, миграционную карту и медицинскую справку об отсутствии инфекционных заболеваний. Заплатив пошлину в размере 1000 рублей, через десять дней мигрант получит разрешение на работу сроком на год с правом последующего продления. От принимающей же стороны требуется в течение трех дней с момента пересечения мигрантом российской границы в ближайшем почтовом отделении заполнить бланк уведомления ФМС о прибытии иностранца.

В условиях хронической нехватки в России рабочей силы подобное упрощение въездной процедуры, безусловно, облегчает въезд иностранцев в страну, равно как и их пребывание на ее территории. По крайней мере в теории видится именно так. Вместе с тем не стоит забывать и об обратной стороне этого процесса - новые правила фактически упраздняют регистрацию мигранта по месту его проживания, что не может не вызывать ряд вопросов. Так, например, это делает практически невозможным какой-либо учет и контроль численности мигрантов местными властями. В наибольшей степени это актуально для крупных городов и в первую очередь для Москвы. Не имея четкого представления о количестве проживающих на подведомственной им территории, городские власти утрачивают возможность адекватно планировать развитие городского хозяйства, что возможно только при учете всего реального населения.

Другой серьезной опасностью, кроющейся за отказом от регистрации по месту их проживания, может стать нарастание проблемы социально-территориального расслоения. Поскольку с упразднением регистрации мигрантов по месту жительства установить число проживающих на той или иной территории будет невозможно даже приблизительно, возникает риск появления локальных очагов бедности, преступности и прочих пороков густонаселенного города.

Отдельной опасностью является появление т.н. "гетто", неподконтрольных городским и российским правилам и законам. Вместо этого на территории таких образований начинают действовать собственные, внутренние правила самоуправления, зачастую не имеющие ничего общего с действующим законодательством и даже элементарными нормами человеческого общежития. К чему приводит подобная практика, нам не раз уже приходилось наблюдать по событиям в парижских предместьях и других частях Западной Европы.

Помимо прочего отсутствие регистрации мигрантов по месту пребывания нарушает элементарные принципы социальной справедливости. Получается, что оплата коммунальных и прочих необходимых для городской жизни услуг, которыми неизбежно приходится пользоваться нелегалам, перекладывается на плечи остальных - легальных, постоянно проживающих в городе плательщиков. Подобная ситуация абсурдна. Никаких компенсаций из бюджета не хватит тем же пенсионерам, если на них возложить дополнительные коммунальные расходы за услуги и ресурсы, потребляемые приезжими. Весьма распространенной московской практикой является ситуация, когда в малогабаритной квартирке, в которой зарегистрирован лишь один проживающий, на самом деле находит приют средних размеров племя приехавших на заработки гастарбайтеров. В связи с этим вполне логично в этом случае было бы взимать с хозяев таких квартир налоги и коммунальную плату пропорционально ее реальной населенности.

Отдельным моментом должна стать и ответственность самих москвичей, сдающих жилплощадь под мигрантские "общежития". Однако при отсутствии регистрации приезжающих по месту их пребывания сделать это по понятным причинам невозможно.

Отказ от регистрации мигрантов чаще всего объясняют слабостью, недостатками работы госаппарата, который не справляется со своими обязанностями. Вместо того чтобы повышать качество госаппарата и его работы, предлагается "приспособить" законодательство под низкий уровень компетенции в сфере государственного управления. Получается, что вместо того, чтобы лечить недееспособность, предлагается закрепить ее законодательно.

На самом же деле, зазывая к себе иностранных трудовых мигрантов (без которых сегодня действительно не обойтись), российские власти должны оставаться властями, сохраняя ответственность как перед своим населением, так и перед теми, кого они к себе пригласили. И без строгого учета приезжих в данном вопросе не обойтись.