Первыми встречающими российского премьер-министра в Стране восходящего солнца могли бы стать ультраправые, которые за несколько часов до посадки борта главы российского правительства приехали в аэропорт Нарита. Но машины с громкоговорителями и лозунгами - "Отдайте северные территории!" - плотно оцепили полицейские. При этом правоохранители нисколько не мешали митингующим высказывать собственное мнение (возможно, в душе абсолютно соглашаясь с ними, но служба обязывала).
Впрочем, прилетевший в Токио с визитом Михаил Фрадков так и не ознакомился с общественным мнением, поскольку проходил через VIP-зал. Зато официальный Токио встретил российского премьера со всеми почестями: подняли флаги, постелили красную дорожку. Хотя в городе его явно не ждали - Токио был завешан монгольскими флагами: в стране с визитом находился президент этой страны. По этому случаю российские флаги не подняли, ведь Фрадков - лишь премьер. Хотя местные жители вспомнили, что, когда в Токио приезжал Дик Чейни, американские флаги развевались повсюду. Но российский премьер не особо расстроился. Не любят, так полюбят. Да и территориальные претензии японцы предъявляют не только нашей стране. Те же ультраправые заодно требовали от Южной Кореи вернуть им так называемый независимый остров диаметром 15 метров, который до войны принадлежал Японии. Несмотря на малую территорию, там пересекаются слишком большие интересы - от газовых до нефтяных.
На самом деле все в городе напоминало о проблемном территориальном вопросе. Возле здания одного из министерств стоял камень, на котором было выбито: "День возвращения северных территорий - день мира". День мира, правда, так и не случился. Фрадков не уполномочен был решать политический вопрос. Несмотря на это, японцы при каждом удобном случае задавали его российскому премьеру. Впрочем, было бы удивительно, если бы на встрече с главой российского правительства бывший премьер Японии Есиро Мори, который со своими предшественниками на этом посту - Хасимото и Обути - сделал шаги вперед в отношениях с Россией, не поинтересовался решением проблемы северных территорий. Но Фрадков лишь дипломатично успокоил японских коллег, заметив, что вопрос решается, правда, без спешки, не торопясь. Но по мере перехода наших отношений в новое качество и на более высокий уровень будет решен. Правда, "для этого потребуется время". В общем, как, многозначительно и по-японски относясь к вечности, заметил правительственный источник "РГ", "возможно, будущие поколения будут мудрее и решат эту проблему".
Россияне же предпочли больше говорить об экономическом сотрудничестве, явно пытаясь привлекательными проектами заглушить политические вопросы. "Вопрос так или иначе решится, - успокаивал своих трепетных японских коллег Фрадков. - Надо кропотливо работать и не загонять его в тупик". Россия, конечно же, не может никакими экономическими чудесами удивить Японию, но, как утверждают наши чиновники, в Стране восходящего солнца готовы сотрудничать. Во всяком случае, министр транспорта Игорь Левитин привез основательные проекты, дабы заинтересовать японцев. Им, наверное, еще никто не предлагал зарыть деньги в землю в буквальном смысле этого слова. Российский министр, насмотревшись на японские транспортные развязки, лишь убедился в своем мнении - его проект должен поразить масштабами даже японцев. Он действительно масштабен не только по финансовым затратам - стоимость разработки проектной документации оценивается в 3 миллиарда долларов (вот уж нет на него министра финансов Алексея Кудрина, который убежден, что нашим министрам нельзя показывать ни рубля, а то планы сразу же на 100 возникнут), но и по замыслу - полностью заменить паромное сообщение двухъярусным тоннелем (на первом ярусе железная дорога, на втором - автомобильная), который соединил бы остров Сахалин с материком. Понятно, что японцы готовы бы поучаствовать в проекте, если бы речь шла о том, чтобы соединить Сахалин с островом Хоккайдо, но с российским материком - еще подумают. Поучаствовать же в строительстве взлетно-посадочной полосы на Курилах японцев, правда, не приглашают. Видимо, либо все же построят за счет федерального бюджета, либо так и будут пользоваться тем, что когда-то возвели японцы.
Как правило, у российского премьера, приезжающего в эту страну, интересуются строительством нефтепровода "Восточная Сибирь - Тихий океан". В этот раз порадовать японцев было нечем. Дело - труба. Российское правительство рассматривает возможность переноса на неопределенный срок строительства второй нитки нефтепровода из Восточной Сибири на побережье Тихого океана - от поселка Сковородино до порта Козьмино в Охотском море, связывая это с подтверждением необходимых объемов запасов нефти в Восточной Сибири. Не исключено, что японцы вновь могут получить предложение прокредитовать проект. В Москве, видимо, поняли, что, переключив их на решение экономических проблем, можно на время отложить решение политических. Или навсегда.
Японцы вчера еще не успели высказать Фрадкову свое мнение о ситуации вокруг проекта "Сахалин-2". В конце декабря, как известно, англо-голландская Shell, а также японские Mitsui и Mitsubishi уступили "Газпрому" за счет собственных долей контрольный пакет в проекте"Сахалин-2", чем вряд ли остались слишком довольны. К концу марта сделка завершится, и российский газовый холдинг получит 50 процентов плюс 1 акцию проекта. "Это большая гарантия успешности проекта", - заметил Фрадков. Впрочем, сегодня у японцев будет возможность рассказать и российскому премьеру, и сопредседателю межправкомиссии, министру промышленности и энергетики Виктору Христенко, о своих проблемах в нашей стране. Правда, пока Христенко строит с японцами экономические замки, его ведомству активно прочат реорганизацию. Причем на части, которые прямым текстом вписаны в распределение обязанностей заместителей председателя правительства: вопросы его ведомства разделены между тремя вице-премьерами, и над ними возвышается глава топливно-энергетической комиссии Фрадков.
- Всему свое время, - заметил высокопоставленный источник в правительстве на вопрос корреспондента "РГ" об идее разделения минпромэнерго. - Но это актуальный вопрос.
По его мнению, возможности для дальнейшей настройки кабинета еще есть: к примеру, вывести агентства и службы на более высокий уровень. То есть частично объединить, а частично вывести из-под министерств. Судя по всему, речь может идти о налоговой службе, агентстве, занимающемся вопросами внешнеэкономической деятельности и поддержкой экспорта, Роспечати, Росимуществе. В общем, к концу 2007 года президент, видимо, окончательно сформирует органы исполнительной власти.