Александр Стриженов снял "голливудский блокбастер"

В премьерный вечер в ожидании нового шедевра российской кинематографии его первые зрители поглощали оранжевый продукт в количествах, близких к промышленным (интересно, кому досталась радость чистить все эти морковки?). Фильм Александра Стриженова получился именно таким, каким он, наверное, и должен был быть. Это голливудское кино про нелегкую русскую жизнь - еще одна попытка создать прокатный фильм, но уже не боевик или исторический экшн, а самую что ни на есть комедийную мелодраму, да еще с фэнтезийным уклоном.

Сюжет простой и довольно стандартный: она работает в картинной галерее, он - известный адвокат. Карьера движется, но счастья в совместной жизни немного: он не уделяет ей достаточно внимания, она нервничает и устраивает сцены. Семь лет женаты, детей нет. В общем, семья катится в тартарары. Однако оба в глубине души все еще любят друг друга, что и предстоит выяснить растроганным зрителям, и пытаются спасти положение. Ради этой благородной цели пара направляется в разрекламированный по телевизору центр "урегулирования семейных проблем", где их встречает дедок постфрейдовского типа, который вещает о семейных ценностях, а потом... а потом происходит чудо.

Утром пара просыпается и понимает, что - о ужас! - они поменялись телами. И на тридцатой минуте фильма начинается, наконец, само действие: Кристина Орбакайте и Гоша Куценко носятся по экрану, пытаясь разрешить проблемы свои и своей второй половины, и постепенно начинают постигать ментальность противоположного пола...

Все это изрядно напоминает помесь голливудских блокбастеров "Чумовой пятницы" и "Мистера и миссис Смит" со щепоткой "Клика". Со всеми необходимыми составными элементами. Подружки-стервы плюс друзья-нарциссы. Обязательный злобный и во всех отношениях противный антигерой - покупающий картину Марка Шагала у героини Орбакайте и разводящийся с женой, которую защищает в суде герой Куценко, - генерал-миллионер. Он замышляет сам выкрасть картину, чтобы - какая беспринципность! - получить 25 миллионов долларов страховки. Мерзкий тип еще и оснащен любовницей, почему-то темнокожей- для экзотики или в целях не совсем понятной в России политкорректности. Этот намеренно усатый персонаж в конце фильма произносит коронную фразу: "Нет человека - нет проблемы". Интертекстуальность, что ли?.. Постмодернистские намеки на семиотический параллелизм появляются для "легкого" кино довольно часто: на картине Шагала изображены парящие над городом обнявшиеся влюбленные - и Орбакайте с Куценко выплывают в кульминационной сцене из воды в точно такой же позе, неуловимо напоминая зрителям растиражированные кадры из "Титаника".

Да и маленькая девочка - посланный магом-психотерапевтом ангел-хранитель злополучной пары, в необходимый момент возникающий из ниоткуда - многозначительно вещает что-то типа "поверьте в любовь и воспарите над суетой" (недословная цитата).

В качестве перца в этот морковный суп с сомнительным успехом поместили сюжетную линию четырех "бандюганов" - именно они должны выкрасть картину Шагала. "Бандюганы" ездят на побитом лимузине, пьют газировку из автомата советского типа и зачем-то лупасят друг друга бейсбольной битой по голове. Возглавляет банду довольно невнятный персонаж, этакий Остап Бендер нового образца - бывший нью-йоркский таксист, который влюблен в Америку, называет себя Джеймсом Бондом, причесывается а-ля итальянский мафиози и считает, что его лучшее изображение - пластмассовая статуэтка Наполеона. Появляются "бандюганы" с упорством, достойным лучшего применения, и оставляют зрителя недоумевать. Вероятно, это дань всеми любимым культовым героям русского кино вроде "Джентльменов удачи" и "Золотого теленка". Эти неубедительные личности помогают приплести ко всему еще и кусочек острой социальности.

Заканчивается все как нельзя лучше: герои возвращаются в свои тела, выигрывают дело (причем жена усатого изверга получает все его имущество - ура, феминизм!), выставляют шедевр Шагала в галерее и, главное, обзаводятся ребенком - ведь фильм пропагандирует семейные ценности.

Если бы не несколько симпатичных моментов - способность Гоши Куценко бегать "по-женски" и воплощаться в гееватое подобие Вин Дизеля; страстная сцена, где тот же Куценко закидывает ногу на хрупкое бедро Кристины (которая, кстати, доказывает, что все-таки способна играть в кино), и еще пара-тройка похожих эпизодов - фильм не стоило бы смотреть. Но если убийственно нечем заняться - можно и сходить в кино. Прикупив авоську морковок, чтобы не совсем зря потратить два часа.