Российскому премьеру было уделено значительное внимание. Ему дал аудиенцию император Акихито, состоялись его встречи с ключевыми японскими министрами, глава российского правительства провел "Деловой завтрак" с представителями японского бизнеса и принял участие в работе второго Российско-Японского инвестиционного форума, собравшего около четырехсот участников с обеих сторон. В завершение визита состоялись его переговоры с японским премьером Синдзо Абэ, после чего в присутствии глав кабинетов двух стран был подписан пакет российско-японских документов, направленных на укрепление сотрудничества в экономической и других областях.
Так, в частности, был подписан Меморандум о принятии программы действий Министерства экономического развития и торговли РФ и министерства экономики, торговли и промышленности Японии по расширению российско-японского торгово-инвестиционного сотрудничества. Подписана Программа межправительственного сотрудничества в сопредельных районах двух государств в сфере прогнозирования, предупреждения о возникновении и ликвидации последствий землетрясений, извержений вулканов и цунами. В пакет принятых документов также входят Меморандумы о направлениях развития сотрудничества между таможенными ведомствами двух стран, о преобразовании подкомиссии по вопросам экономических отношений с Дальневосточным регионом РФ, двусторонней межправительственной комиссии по торгово-экономическим вопросам в подкомиссию по межрегиональному сотрудничеству.
Глава российского правительства вручил премьер-министру Японии послание президента РФ Владимира Путина, в котором в том числе говорится: "Считаю, что особое внимание сейчас необходимо уделить качественному наращиванию торгово-экономического взаимодействия, увеличению инвестиций, в том числе в регионы Урала, Сибири и Дальнего Востока. Для этого у нас есть необходимые объективные предпосылки: экономики России и Японии находятся на подъеме, сохраняется позитивная динамика двустороннего товарооборота, деловые круги заинтересованы в новых взаимовыгодных проектах. Бизнес-сообщества призваны сыграть ключевую роль в обогащении палитры экономического сотрудничества, переводе в практическую плоскость уже имеющихся наработок".
Следует отметить, что российско-японские экономические отношения в последние годы развиваются быстрыми темпами, а японские компании проявляют все больший интерес к российскому рынку. Прежде всего к природным ресурсам. В 2006 году товарооборот между двумя странами увеличился на 28 процентов и составил 13,7 миллиарда долларов.
Согласно данным японского минфина, в японском экспорте в Россию преобладают автомобили (68,1 процента), автобусы и грузовики (6,3 процента), строительное и горнодобывающее оборудование (5,3 процента). Основные российские экспортные товары - цветные металлы (35,4 процента), рыбная продукция (14,7 процента, древесина (13 процентов), каменный уголь (11,4 процента) и сырая нефть (10,6 процента). Но пока Россия занимает всего лишь 19-е место по товарообороту среди торговых партнеров Японии, а Япония - 15-е место среди партнеров РФ. "Российско-японские экономические связи в минувшем году получили существенное развитие, - полагает Таро Асо, глава японского внешнеполитического ведомства и сопредседатель двусторонней межправительственной комиссии по торгово-экономическим вопросам. - В том числе благодаря усилиям правительств двух стран и плану действий, принятому в 2003 году лидерами двух стран. Однако нынешний уровень наших экономических отношений остается недостаточным по сравнению с имеющимся потенциалом".
Этот потенциал обе стороны собираются наполнить новым содержанием. В Токио сегодня проявляют заинтересованность, в частности, в стабильных поставках нефти и природного газа с Сахалина. Здесь также выступают за скорейшее сооружение в России нефтепровода Восточная Сибирь - Тихий океан. Японские компании стремятся к стратегическому партнерству с российским "Газпромом", который становится одним из главных игроков на энергетическом рынке региона. Изучается вопрос о заключении соглашения с Москвой об обогащении японского урана на российских объектах.
Российские представители в свою очередь полагают, что совместное с Японией развитие нефтегазового потенциала Восточной Сибири и Дальнего Востока приоритетно для России. Так, остров Сахалин, в частности, может стать не только крупным центром сжижения газа, но и нефте-и газохимической промышленности. Большие перспективы имеют совместные проекты в области глубокой переработки сырья. Существенный интерес также представляют перспективы сотрудничества в области машиностроения. И вообще желателен перевод энергетической составляющей экономического сотрудничества в сферу высоких технологий, что выгодно и для Японии и для России. Перспективно - наряду с автомобилестроением, промышленностью и космосом сотрудничество в атомной энергетике. В том числе в атомном энергомашиностроении.
Японские корпорации в целом ряде случаев являются мировыми лидерами в области комплектующих компонентов для атомных станций. Они заинтересованы в том, чтобы предоставить для российской программы развития атомной энергетики свое оборудование. Москва в свою очередь могла бы рассмотреть вопрос о создании совместных предприятий на территории России, которые могли бы производить такое оборудование. Так же, как и вопрос об участии японских корпораций в геологоразведке и добыче природного урана совместно с российскими компаниями. В настоящее время активно претворяются в жизнь ряд проектов сотрудничества и в сфере науки, в том числе в развитии быстрых реакторов и технологии виброуплотненного топлива.
В ходе визита Михаила Фрадкова было подписано также около десяти документов по линии отдельных компаний и предпринимательских объединений двух стран, в том числе Российского союза промышленников и предпринимателей, Российско-японского делового совета, а также Японской организации развития внешней торговли (ДЖЕТРО). В число российских компаний, подписавших коммерческие документы с японскими партнерами, вошли: Внешэкономбанк, "Северсталь-авто", "Компания ТрансТелеКом" и "Метрополь".
Объем накопленных японских инвестиций в России составляет сейчас 2,6 миллиарда долларов. Однако обольщаться этими результатами, видимо, не следует, и эта проблема активно обсуждалась на втором Российско-Японском инвестиционном форуме. Внешэкономбанк предпочел перевести ее решение в практическую плоскость.
Так, представители Внешэкономбанка, Japan Bank for International Cooperation (JBIC) и Sumitomo Mitsui Banking Corporation (SMBC) подписали пакет соглашений о привлечении кредитных ресурсов на сумму до 228 миллионов долларов США для финансирования проекта строительства и ввода в эксплуатацию аэровокзального комплекса "Шереметьево-3". Со стороны Внешэкономбанка свою подпись под соответствующими документами поставил его председатель Владимир Дмитриев.
Кредитные соглашения предусматривают кредитование Внешэкономбанка на срок 13 лет под гарантию Японского Банка Международного Сотрудничества (Japan Bank for International Cooperation - JBIC) и страховое покрытие со стороны страхового агентства Nippon Export and Investment Insurance - NEXI.
Этот кредит является первым кредитом, выданным российскому банку по программе несвязанного финансирования (JBIC/NEXI untied program) при одновременном участии JBIC и NEXI в гарантировании и страховании сделки.
Соглашения заключены в развитие подписанного ранее кредитного Соглашения между Внешэкономбанком и ОАО "Терминал" о предоставлении заемных средств в размере 211 миллионов долларов США на реализацию проекта строительства третьего терминала в аэропорту Шереметьево, что, несомненно, будет способствовать дальнейшему укреплению деловых связей между финансовыми институтами России и Японии, а также станет очередным шагом Внешэкономбанка в деле развития транспортной инфраструктуры РФ.
Глава Внешэкономбанка и руководитель Японского Банка Международного Сотрудничества (Japan Bank for International Cooperation - JBIC) Фумио Хоси подписали также Соглашение об открытии кредитной линии на сумму 50 миллионов долларов США со сроком финансирования до 10 лет.
В соответствии с этим документом выделенные в рамках данной кредитной линии средства будут использованы для финансирования 85 процентов стоимости импортных контрактов российских заемщиков на поставку высокотехнологичного оборудования и услуг японских фирм-производителей, а также на оплату расходов на территории России в размере 15 процентов стоимости этих контрактов.
Этот контракт Внешторгбанка в значительной степени поддержит российские компании, работающие в ключевых секторах российской экономики, в том числе в энергетической и обрабатывающих отраслях.
Эксперты признают, что соглашение говорит о динамичном развитии практического сотрудничества между Внешэкономбанком и одним из крупнейших банков Японии - JBIC, начало которому было положено в 2006 году, когда с использованием кредитных ресурсов JBIC была начата реализация проекта организации производства мотор-компрессоров для холодильной техники на ЗАО "Орский завод компрессоров".
В ходе переговоров с удовлетворением отмечалось, что помимо уже имеющихся договоренностей по промышленным инвестициям в строительство в районе Санкт-Петербурга автомобильных заводов "Тойоты" и "Ниссана" к ним присоединилась и компания "Исудзу". Уже подписан протокол о создании совместного российско-японского предприятия. Объем производства может составить порядка 25 тысяч автомобилей в год. Важные договоренности достигнуты также в сфере телекоммуникаций и других.
Переговоры в Токио стали важным этапом в развитии российско-японского стратегического партнерства. Об этом заявил председатель правительства РФ Михаил Фрадков на совместной пресс-конференции с премьер-министром Японии Синдзо Абэ. По словам российского премьера, сегодня прослеживается "серьезный настрой на расширение и углубление сотрудничества, повышение его эффективности".