На Первом стартовал "Цирк со звездами"

 Дальше вопросы: чей вызов? кому вызов? в чем вызов? На первые два ответить легко: мастера культуры бросают вызов сложившимся представлениям об их физических возможностях и духоподъемных способностях. С ответом на третий вопрос возможны варианты.

Судя по презентации...

Первый блин "Цирка со звездами" будем считать его презентацией.

Ранней осенью, когда звезды вовсю совершенствовали свое мастерство катания на коньках, я в одном из обозрений "РГ" пошутил: на очереди "Звезды под куполом цирка". Теперь мне говорят: "Надо было не шутить над идеей проекта, а продать ее". Увы, не сообразил.

Не устану повторять одно глубокое изречение Булгакова: "Украсть не трудно, положить на место - вот в чем вся штука".

Нет, кое-что мне нравится. Хорошо уже то, что в этом шоу не участвует Владимир Жириновский. Правда, в его роли на манеже явилась неутомимая Ксения Собчак. Посмотрим, как долго она продержится. Самая большая удача, что шоу ведет не Валдис Пельш, а Иван Ургант, который, к слову, способен скрасить любое телевизионное мероприятие.

На манеже, как я понимаю, главной фишкой станет выяснение того, насколько известные особи нашего шоу-бизнеса поддаются дрессировке. Можно ли за пару-тройку недель научить гламурную девушку ходить по канату? Споем ли: "Собчак по проволоке ходила, махала белою рукой"? Осилит ли ветеран отечественной эстрады Ефим Шифрин каскад из нескольких сальто? И так далее.

Хотя почему бы и нет? Тут, правда, сравнение успехов эстрадных звезд будет напрашиваться скорее с подвигами цирковых артистов-животных, нежели с триумфами цирковых артистов-людей. И если мы не восхитимся, то, по крайней мере, посмеемся над ними.

Об одном достижении на этом поприще уже после первого представления можно сказать. Достижение - дитя Александра, которая очень точно передразнивает взрослую телеведущую. Смотрится она на манеже умилительной девочкой-обезьянкой.

Сеанс артхауза

с последующим его

разоблачением

Идея ток-шоу "Закрытый показ" давно витала в эфире. Наверное, менеджерам канала показалось, что такому шоу не хватает размаха. Поэтому первое, что впечатляет в "Закрытом показе", так это простор студии, оформленной под форум: уходящие вверх и образующие овал ряды для зрителей, внизу что-то вроде арены для авторов показываемой картины. Если я правильно сориентировался, первый ряд отдан экспертам - поклонникам и хулителям кинопроизведения. И весь вечер на арене - матадор Александр Гордон, человек, способный широко открывать телезрителям их плотно закрытые глаза.

Для такого рода телеобщения есть объективные предпосылки. Во-первых, кто бы, что бы ни говорил о массовой природе кинематографа, но ведь всегда было, есть и будет кино, адресованное отдельному человеку, рассчитанное на индивидуальную рефлексию. Когда-то такие фильмы называли трудными, потом - кино не для всех, теперь - артхаузом. Во-вторых, для этого кино в эфире самой массовой из коммуникаций ТВ надобна своя площадка. В-третьих, в привычке, уходящей корнями в советскую эпоху, у наших зрителей всегда была охота, что пуще неволи, поговорить "за жизнь", пользуясь каким-нибудь фильмом, как поводом.

Предпосылки предпосылками, а что из них проистекло - другая история.

Первый блин "Закрытого показа" фильма Кирилла Серебренникова "Изображая жертву" упал на дно моего сознания малосъедобным комом.

Для начала, меня разочаровал фильм как художественное высказывание. Я понимаю, что он теперь заслонен от критики многочисленными наградами и хвалебными рецензиями, но не могу не подивиться его эстетической одномерности, кое-где расцвеченной вкраплениями видеоарта и аудиомата.

О последнем надо сказать отдельно. Мат, насколько я понимаю, в системе выразительных средств фильма играет существенную идейно-эмоциональную роль. Но коли он усердно "запипикан" в ходе "закрытого показа", то, что осталось зрителю.

Насколько я опять же улавливаю мысль авторов, взрывной матерный монолог "мента" является прорывом к действительности через ее тотальную изображенность. Но в телевизионной версии фильма герой кричит, бухтит, мечется, выходит из себя, изображая мат. А я, как зритель, должен изобразить потрясение, прозрение, ужас?.. При всем желании не могу. Но кое-кто из зрителей, экспертов и авторов его изобразили. Пошли отсылки к Шекспиру. Да, это Гамлет нашего времени, Нет, это диагноз нашему времени. Нет, это лекарство. Нет, это боль. Это - мерзость. Да что вы, это комедия...

Подытожил сложные зрительские ощущения ведущий Александр Гордон: "...чувствуешь себя в дерьме, но в шоколаде".

Кстати

Как это верно сформулировано уже по отношению к впечатлениям, кои остались у меня в воскресный вечер, когда передо мной сначала прошли звезды, изображая артистов цирка, а затем артисты театра и кино - изображая милиционеров, преступников и их жертв.

...Пошучу-ка я, пожалуй, снова: что если сделать шоу "Цирк со звездами" в формате "реалити", где мы могли бы увидеть в режиме on line сам процесс дрессировки народных любимцев со всеми подробностями, со взрывными матерными диалогами и монологами? И хорошо бы без "запипикивания". Было бы еще забавнее.

Вниманию телепроизводителей: эта шутка в качестве идеи залицензирована. Шутка.

   ПОЗДРАВЛЯЕМ

9 марта Юрий Александрович Богомолов отмечает юбилей. Коллектив "Российской газеты" от всей души поздравляет нашего главного "смотрителя экрана". Еще больше искрометных публикаций и, конечно, здоровья и удачи во всех начинаниях!

Думаем, читатели к нам присоединятся.