Алексей Кудрин заметил, что в Бюджетном послании президент практически поддержал позицию минфина по "эксплуатации" средств Стабилизационного фонда. Он будет разделен на Резервный фонд и Фонд будущих поколений. Сегодня на первое место выходит задача "поддерживать" не сырьевой сектор, а сектор обрабатывающей промышленности. В связи с этим предлагается дополнить "нефтяные" поступления в Стабфонд доходами от газа. Сокращающиеся при этом бюджетные доходы будут компенсировать так называемым "нефтегазовым трансфертом". Его минфин предлагает установить на уровне 4 процентов ВВП. Он будет закреплен на 10 - 20 лет в виде постоянной величины. При этом, по прогнозам минфина, добыча нефти и газа в ближайшее время будет расти на 2 процента в год, а вся экономика - на 6 процентов. Это означает, что доля нефти и газа будет уменьшаться.
А при возможном падении мировых цен на нефть "заработает" Резервный фонд, который обеспечит гарантии выполнения государственных обязательств, в том числе и по обслуживанию Пенсионного фонда. Кудрин считает, что в 2015 году его дефицит составит 2 процента ВВП, а к 2020 году - 3 процента ВВП. То есть эта проблема вырастет в одну из крупнейших финансовых проблем страны.
Что касается продолжения налоговой реформы, то вопрос об облегчении фискального бремени пока отложен как минимум до следующей весны. Заметим, что сразу после Бюджетного послания вновь всплыла тема снижения или реформирования налога на добавленную стоимость (НДС). Так, глава экспертного управления администрации президента Аркадий Дворкович вновь высказался за снижение ставки этого налога либо его замену налогом с продаж. Но в минфине позицию Дворковича не поддерживают. Кудрин подчеркнул: "Мы будем снижать налоговое бремя, но только после строгих расчетов. Однако предложение снизить НДС до 10 процентов или заменить его налогом с продаж для нас неприемлемо".
Прояснилась и ситуация с введением налога на недвижимость с физических лиц. Кудрин ответил, что этот налог появится в России не раньше 2010 года при условии, что все политические силы, действующие на тот момент в стране, с ним согласятся. Причем речь идет о правильном применении этого налога, чтобы налоговое бремя в отношении малообеспеченных людей осталось на неизменном уровне. Кудрин сказал, что главное здесь будет ставка налога. Но пока она не рассчитана, поэтому беспокоиться в ближайшие три года людям нечего. Однако министр признал, что суммарно нагрузка на население при введении налога на недвижимость все же увеличится.
По словам Кудрина, Бюджетное послание, по сути, закладывает новые принципы стратегического и перспективного финансового планирования. Особо выделено пять главных проблем. На первом месте - недостаточные объемы дорожного строительства, что связано не только с дефицитом бюджетного финансирования, но и с неадекватностью механизмов финансирования и управления в дорожном хозяйстве. На втором месте - раздувание административного аппарата. На третьем - непроработанность федеральных целевых программ в связи с переходом на трехлетнее бюджетное планирование. На четвертом - еще одно узкое место в бюджетной политике. Оно касается расходов на капитальные вложения, неоправданного удорожания объектов в ходе строительства. На пятом месте - проблемы межбюджетных отношений и внедрение новой системы бюджетирования муниципальных образований. Послание президента, по словам Кудрина, надо рассматривать как стратегию государства. На первом месте - макроэкономическая стабильность и снижение инфляции до 3 - 4 процентов. На втором - преобразование Стабилизационного фонда. На третьем - увеличение горизонта бюджетного планирования: переход к 10 - 15-летнему финансовому планированию, эффективное управление каждым рублем. Кстати, минфин готов в течение года подготовить методологию для разработки финплана на столь длительный срок.