Внешнеэкономической политикой Кузбасса теперь будет управлять бизнес

Сейчас в большинстве регионов именно власти решают, в каких выставках будет принимать участие область, где открывать ее представительство, каких иностранцев звать в гости к себе. Но власти подчас руководствуются политическими соображениями, и это не всегда совпадает с интересами бизнеса, поясняет президент Кузбасской ТПП Татьяна Алексеева. К тому же привлечение иностранных инвесторов в регионы часто тормозится из-за слухов о российской коррупции. Власти и бизнес Кузбасса решили снять эту проблему, подписав соглашение по которому часть государственных функций по внешнеэкономической деятельности отошла от администрации к объединению предпринимателей в лице региональной ТПП.

Теперь кузбасский бизнес сможет сам определять, какая страна и регион ему интересны, где организовать миссии, выставки, кого приглашать к себе, раскрывает планы Алексеева. Региональная ТПП подключится к работе с зарубежными посольствами и представительствами. Поможет продвигать за границей и в других регионах товары малых и средних предприятий, кемеровских фермеров. Кроме того, соглашение - это своеобразный карт-бланш, выданный бизнесу на привлечение иностранных партнеров. Местные предприниматели могут, не лукавя, обещать коллегам: власть нам доверяет, "палки в колеса" вставлять не будет. К тому же палата готова взять на себя сопровождение иностранных инвесторов при выходе на кузбасский рынок - помочь им в подготовке документов, организации встреч в администрации. Кстати, за рубежом внешнеэкономическими связями регионов занимаются как раз местные торгово-промышленные палаты, и потому такая практика понятна иностранцам.

Еще одно преимущество нового подхода - солидная экономия бюджетных средств. Раньше международной и внешнеэкономической деятельностью в администрации области занимался отдельный департамент из 16 специалистов. Сейчас там остался лишь небольшой отдел протокола, а большую часть работы чиновников взяла на себя торгово-промышленная палата, говорит Алексеева.

При этом новый механизм вовсе не означает полного отстранения администрации от внешнеэкономической деятельности. Планируется, что по ее поручению специалисты ТПП будут готовить официальную часть визитов и презентаций на зарубежных выставках, приемы иностранных делегаций по приглашению области, различные соглашения. Но - по договорам, в которых четко пропишут объем услуг и размер оплаты. И эти расходы будут намного меньше, чем затраты на собственный департамент, а эффективность работы повысится, не сомневается собеседница "РГ". Качество услуг палаты будет гарантироваться международным сертификатом системы ISO. Пройти такую сертификацию в ТПП хотят как можно скорее и уже начали готовиться к этому. Администрация, в свою очередь, сможет контролировать качество выполненных услуг.

Кроме того, при палате в качестве общественного объединения будет создан комитет. К работе в нем привлекут представителей минэкономразвития, таможни, выставочных организаций, опытных экспортеров, ученых. Они будут формировать внешнеэкономическую и межрегиональную политику, вырабатывать рекомендации, обсуждать предложения по улучшению инвестиционного климата и отбирать наиболее интересные инвестиционные проекты.

Новация особенно интересна малому и среднему бизнесу. Из 740 членов ТПП на его долю приходится 70 процентов "голосов". Местные малые экспортно-ориентированные, производственные, инновационные предприятия, кемеровские фермеры уже идут в палату с собственными "международными" проектами. Впрочем, новая площадка полезна и крупному бизнесу - угольным, алюминиевым, металлургическим компаниям. На ней конкуренты могут договориться об общих принципах работы на внешнем рынке - по ценовой политике, условиям контрактов. Кроме того, ТПП будет оказывать консалтинговые услуги по вопросам внешнеэкономической деятельности, что особенно актуально в свете вступления России в ВТО.

КОММЕНТАРИЙ

Сергей Катырин,

ВИЦЕ-ПРЕЗИДЕНТ ТОРГОВО-

ПРОМЫШЛЕННОЙ ПАЛАТЫ РОССИИ:

Значение подписанного соглашения не ограничивается одним регионом. Оно имеет принципиальное значение для становления гражданского общества в нашей стране, развития системы торгово-промышленных палат, открывает возможности для развития и поддержки полезных инициатив предпринимательского сообщества. И ТПП уже активно занимается тем, чтобы кузбасский опыт получил распространение и в других областях. Но эти предложения должны не спускаться сверху в виде готовых директив, мы рассчитываем, что инициативу проявят сами предприниматели, исходя из реальных потребностей и возможностей. Причем речь идет не только о внешнеэкономической деятельности, но и о передаче саморегулируемым организациям бизнеса других избыточных государственных функций, как это и предусмотрено административной реформой.

Напомню, что еще в начале реформы было выявлено свыше 5 тысяч таких функций. Но такой объем лишней работы, которой нагружены чиновники, делает государственный аппарат неповоротливым, приводит к ненужным бюджетным затратам и увеличивает издержки для бизнеса. Например, для получения разрешения на строительство объекта предпринимателю нужно в среднем получить свыше тысячи подписей, при этом несколько раз возвращаться по ходу дела в одну и ту же инстанцию. А для того, чтобы начать добычу нефти из нового месторождения, требуется получить 3,5 тысячи виз. Административная реформа предполагала, что часть этих функций будет упразднена, а другую передадут на региональный уровень, саморегулируемым организациям бизнеса. Однако в итоге "под сокращение" попали только 600 функций, а бизнес-объединениям не передали практически ничего.

Примеров, доказывающих, что торгово-промышленные палаты успешно справляются с функциями, которые ранее выполняли чиновники, великое множество. К примеру, в прошлом году работающая под патронажем ТПП "Союзэкспертиза" и 12 экспертных организаций территориальных ТПП проводили экспертизы качества продовольствия и вещевого имущества, поступающего на обеспечение Вооруженных сил. Выяснилось, что значительное количество проверенной продукции не соответствовало требованиям государственных стандартов, технических условий, санитарных норм. Количество некачественной продукции на первом этапе превысило 78 процентов контролируемых партий. На основании выводов наших экспертов были приняты жесткие меры, и к концу 2006 года объем некачественной продукции сократился в 2 раза.