Сергей Иванов намерен ликвидировать транспортное неравенство

Первую скрипку на коллегии сыграли Сергей Иванов и министр транспорта Игорь Левитин - они выступили с докладами. Кроме того, брали слово Генпрокурор России Юрий Чайка, губернатор Подмосковья Борис Громов и его мурманский коллега Юрий Евдокимов.

Все сказанное свелось к тому, что транспорт из сферы чистой перевозки людей и грузов превратился в разветвленную межотраслевую систему. А посему ее устойчивое развитие надо рассматривать как гарантию единства государственного экономического пространства и даже целостности и национальной безопасности России.

В тени общих проблем не был забыт конкретный человек. Во всем мире мобильность становится главным признаком свободы и личной независимости. Наша страна, похоже, взяла курс в том же направлении. Во всяком случае, вчера, пожалуй, впервые столь открыто и подробно чиновники говорили о так называемом транспортном неравенстве.

- В прошедшее десятилетие фактически перестала существовать система общедоступного авиационного сообщения между российскими городами. Ее восстановление идет недостаточно высокими темпами и без должной координации с развитием железнодорожного транспорта. Отсутствие такой системы является существенным дезинтегрирующим фактором, который способствует фактической изоляции отдельных российских регионов, - признал Игорь Левитин.

Что это означает на деле, хорошо знают, к примеру, за Уралом. Добираться оттуда до соседней Сибири подчас приходится через Москву. А порядка 28 тысяч российских населенных пунктов вообще не имеют круглогодичной связи с основными наземными коммуникациями, проживающие там 12 миллионов человек - практически каждый десятый житель страны - поневоле становятся заложниками транспортной неустроенности. Неравномерное развитие коммуникаций приводит к диспропорции в развитии регионов и ослаблению хозяйственных связей.

- Устранение транспортного неравенства в первую очередь за счет развития транспортной инфраструктуры позволит существенно гуманизировать все сферы жизни российского общества, - сделал вывод Сергей Иванов.

Первый вице-премьер сформулировал задачу транспортникам: сделать так, чтобы наши граждане смогли без проблем и с комфортом перемещаться по территории страны, а организации имели стопроцентную гарантию своевременной доставки грузов в любой регион России. И назвал несколько путей ее решения. Во-первых, это внедрение современных технологий и использование новых форм перспективного планирования. Во-вторых, применение более гибкого тарифного регулирования и унификации управленческих режимов. Наконец, третье - стимулирование инноваций и создание благоприятных инновационных условий.

Понятно, что без серьезной господдержки тут не обойтись. Вчера Сергей Иванов напомнил, что финансирование перспективных транспортных программ будет рассмотрено на заседании правительства во время обсуждения проекта бюджета на ближайшие три года. Но одних только госсредств для решения задач транспортных задач не хватит. Расходы на самом деле колоссальные. К примеру, эксперты подсчитали, что безопасная эксплуатация российских автодорог в 2015 году обойдется в полтора триллиона рублей. Это неподъемная ноша для бюджета, поэтому уже сегодня надо теснее взаимодействовать с частным капиталом.

По мнению Генпрокурора Юрия Чайки, контроль за исполнением законов в транспортной сфере станет более эффективным, если устранить многочисленные противоречия и пробелы в правовом регулировании, а также усовершенствовать правоприменительный механизм исполнения законодательства. Для этого нужно в первую очередь подкорректировать Кодекс РФ об административных правонарушениях. Кроме того, по мнению Юрия Чайки, надо оперативно, с точки зрения права, урегулировать все, что связано с установкой на самолеты и другой транспорт неаутентичных либо контрафактных деталей и агрегатов.

   О ЧЕМ ЕЩЕ ГОВОРИЛИ

- о плате за въезд в центральную часть города. Таким образом транспортники рассчитывают ограничить использование в крупных населенных пунктах личных автомобилей;

- о лишении лицензий авиакомпаний, не обеспечивающих страхование пассажиров по европейским нормам - 75 тыс. долларов. Сергей Иванов предложил сделать эту процедуру автоматической.

Тем временем

19 марта начнет регулярные рейсы в Калининград московская низкобюджетная авиакомпания "Скай Экспресс". Стоимость билета эконом-класса будет в среднем в 1,5-2 раза дешевле билета в купейном вагоне.