Костромчане выступают против укрупнения поселений

Налог ушел за околицу

На новаторство, идущее подчас в разрез с положениями федерального законодательства, главу подталкивает пригородное положение района, близкое соседство с крупным областным центром. Из 20 тысяч работоспособного населения района в сельском хозяйстве заняты всего 4 тысячи человек. Еще столько же трудятся в бюджетной сфере, остальные - ездят на работу в областной центр. Получается, что живут они в пригороде, пользуются инфраструктурой района, а налог на доходы физических лиц платят по месту работы - в городе. Оставайся эти деньги в местном бюджете, была бы совсем другая песня, - сокрушается Сопин.

А пока значительная часть сельских поселений района живет и думает исключительно в миноре. Большинство муниципальных образований глубоко дотационные. Местные власти сейчас готовят несколько инвестиционных проектов. В селе Кузнецово частный капитал собирается строить крупную свиноферму. В Кузьмищах, вероятно, откроют подразделение меховой фабрики. В деревне Котово пытаются реанимировать сельскохозяйственно-производственный кооператив. Если проекты будут успешно реализованы, у местных жителей появится нормальная работа, можно будет говорить о закреплении селян на "исторической родине", выходе поселений из дотационной ямы. Если же все останется по-прежнему, единственным выходом, по мнению районного руководства, станет укрупнение поселений.

В районе 14 сельских поселений, то есть 14 поселковых администраций, что, по мнению Виктора Сопина, слишком много. Вполне достаточно половины. Ведь в каждом сельском поселении свой глава и 7 депутатов. На сокращении административного аппарата вроде бы можно и сэкономить и, объединив ресурсы территорий, развивать район. Но идея превращения нескольких маленьких и безденежных поселений в одно крупное и благополучное изначально и натолкнулась на юридические сложности, и не встретила понимания жителей.

Во-первых, статус поселения должны определять его жители на референдуме, который обойдется в копеечку. Соответственно, небогатый районный бюджет деньги может потратить, а согласия не добиться. Во-вторых, главная идея закона "Об общих принципах местного самоуправления" подразумевает максимальное приближение власти к гражданам: каждый житель поселения должен иметь возможность добраться до своей администрации в течение дня. Если же произойдет укрупнение, к относительно сильным центрам сельских поселений присоединят деревеньки с 5 - 6 жителями в каждой, отстоящие на десятки километров по бездорожью. Кстати, и финансовые выгоды для реорганизуемых поселений сомнительные, а вот забот об этой отдаленной деревеньке на главу поселения ляжет более чем достаточно.

Город деревне не товарищ

Увеличившиеся расстояния лишь усилят существующие проблемы, считают главы. Тем более, что в случае с Костромским районом часть трудностей создают единые с региональным центром службы жизнеобеспечения. По данным областного прокурора Юрия Пономарева, в последнее время в прокуратуру поступает большое количество жалоб от жителей района на некачественное медицинское обслуживание. Виктор Сопин с этим не спорит:

- Это связано с обслуживанием "скорой" помощи. Своей "неотложкой" муниципальный район не располагает, так сложилось, что медицинскую помощь жителям Костромского района оказывает станция "скорой" помощи города Костромы. А у них, дай бог, со своими вызовами справиться.

Достаточно много нареканий вызывает и работа фельдшерско-акушерских пунктов. Мол, кадров не хватает, из медикаментов часто нет и половины необходимых наименований. И, вроде бы, целесообразнее в этих условиях из двух ФАПов сделать один с квалифицированным специалистом и полным лекарственным обеспечением. От этого, вероятно, выиграет тот населенный пункт, где новый ФАП будет располагаться. А, между тем, жителям малых деревень гораздо милее свой фельдшерско-акушерский пункт. Какой-никакой, зато за 20, а то и за 30 километров не надо ехать за медпомощью на автобусе, который ходит раз в неделю.

Такая ситуация складывается не только с медицинским обслуживанием, но и с большинством функций, которые переложили на нижний уровень власти.

В деревне Савино осталось четверо жителей. Самой молодой из них - бабе Вале далеко за 60. Валентина Васильевна вынуждена ходить за почтой в соседнюю деревню. Там вообще никто не живет, но зато почтовая машина туда может добраться. Эти населенные пункты относятся к Парфеньевскому сельскому поселению. Его глава должен следить за расчисткой дорог. Но расчистить в Савино пока удалось только тропку, и то ногами пенсионеров. На благоустройство в бюджете поселения заложено 423 рубля на человека, итого 1692 рубля в год. На эти деньги нужно умудриться и дороги расчистить, и за уличное освещение заплатить. Для сравнения: один проход снегоуборочного трактора по улице стоит полтысячи. Так что расчищенная дорога сейчас - главный предмет мечтаний местных жителей.

Чиновник в зоне доступности

Пенсионеры составляют половину жителей и Ведровского сельского поселения. Надежда Пушкова - глава Ведровского поселения. Население села - около 100 человек. По этой причине депутаты в созданном муниципальном образовании не предусмотрены. Важные вопросы селяне, как в старину, решают всем миром на общем сходе. В здании администрации всего два кабинета. Один для главы, другой - для заместителя. Оба сотрудника администрации грустно высчитывают бюджет своего муниципального образования: пока получается не густо. Собственные доходы составляют менее 20 тысяч рублей в год. Два разрушающихся колодца требуют срочного ремонта. На каждый нужно по 4 тысячи. В доходной части остается 12 тысяч рублей. Так что глава муниципального образования может получать заработную плату только за счет областных и районных дотаций. Ее нынешняя месячная зарплата - 5 тысяч рублей. То есть годовой доход Надежды Эвальдовны в три раза больше годового дохода поселения.

- Я не знаю, на чем мы сможем самостоятельно зарабатывать, - признается Надежда Пушкова. - В аренду можем земли сдавать. Только к нам никто не едет, чтобы арендовать земли. Допустим, присоединят нас к кому-нибудь. Но с чего богаче жить-то станем?

В Костромской области 303 муниципальных образования. Из них лишь 15 самодостаточны. Если оставшиеся 288 укрупнить, значительной экономии это не даст, хотя бы потому, что главам больших по площади поселений все равно придется создавать филиалы администрации и содержать своих представителей в них. Так что новая реформа внутри реформы местного самоуправления может еще больше запутать и без того непростые межбюджетные отношения разных уровней власти. Укрупнение сельских поселений и, следовательно, удаление местной власти от конкретного человека, которому она призвана служить, пока воспринимается как альтернативный, экспериментальный вариант развития территорий. По словам авторов идеи, реально прибегнуть к нему удастся не ранее 2009 - 2010 годов. Если в этом вообще будет необходимость.

   МНЕНИЕ

Павел Сироткин,

заместитель главы Никольского сельского поселения:

- К нашему поселению планируют присоединить Кузьмищи. Для Никольского с годовым бюджетом в 10 миллионов рублей это будет дополнительная нагрузка, но как иначе прожить соседям? У нас держится производство - находимся рядом с Костромой, поэтому предприниматели открывают небольшие цеха, точки общественного питания, держится сельское хозяйство, действует птицефабрика. В Кузьмищах же вообще ничего не осталось. СПК развалено, производства нет, нет и налогов. Собственных средств им хватает лишь на зарплату администрации. А как содержать социальную сферу? Пока в Кузьмищи не придет инвестор, своим кошельком им не прокормиться. Мы готовы объединиться и помочь, хотя, конечно, это уменьшин нашу экономическую самостоятельность.

Мы уже "проходили" укрупнение в 1970-е годы. Тогда создавали огромные колхозы, объединяющие множество деревень. Но в каждой из них оставалась ферма, люди были заняты. Тем не менее, из малых населенных пунктов жители потянулись в крупные, туда, где было основное производство. Результат - вымирание деревни. Некогда абсолютно преобладавшее сельское население сейчас составляет менее половины жителей нашей аграрной области. Может, пример не очень удачен, но другого выхода я лично не вижу. В поселениях, бюджет которых иногда составляет менее 10 процентов минимально необходимого, производственную базу вдруг не создашь. Нужны доноры, и ими станут финансово самодостаточные поселения. Хорошо, что именно в Костромском районе они составляют половину муниципалитетов. Есть районы, где нет ни одного поселения с доходами, равными минимальной бюджетной обеспеченности.