Генпрокурор остается приверженцем создания в стране единой службы расследований, которая объединит следовательские силы всех правоохранительных ведомств, наделенных таким правом. Именно с этих позиций он поддерживает создание Следственного комитета Генпрокуратуры, рассматривая его в качестве первого шага к формированию будущего органа - своего рода аналога американского ФБР, но с российской начинкой.
Юрий Чайка еще раз подчеркнул, что "Генпрокуратура является сторонником разделения функций расследования преступлений и надзора за ним, создания единой службы расследований". Как известно, о такой перспективе следствия он заявил еще в своей "тронной" речи при назначении Генпрокурором. Вступив в должность, едва ли не первым шагом разделил функции расследований и надзора за ним в рамках своего ведомства. Теперь за следствие отвечает один замгенпрокурора, следит за законностью в процессе расследований другой. Такая практика, отметил он, уже сейчас приносит положительные результаты.
Вместе с тем, заявил Юрий Чайка, принципиально важно соблюсти баланс полномочий между следователем и прокурором. "Мы должны, с одной стороны, обеспечить полноценную процессуальную самостоятельность лица, проводящего расследование, а с другой - и не менее полноценно его проведение законными способами и методами, безусловное соблюдение прав всех участников процесса - подозреваемых, обвиняемых, потерпевших и их адвокатов".
Среди юристов не зря бытует пословица, что дьявол - в деталях. Фактически новый законопроект предлагает ограничить полномочия прокуроров, а права следователей, напротив, расширить. Следователь сможет сам возбуждать или прекращать уголовное дело, без согласия прокурора. Достаточно будет визы руководителя следственного органа или органа дознания. Прокуроры же лишатся такого права. Исключением будут лишь ситуации, когда в роли подозреваемого окажутся сами следователи Следственного комитета.
На деле это означает, что степень прокурорского влияния на следственные органы сведется к минимуму. Соответственно жаловаться в главный надзирающий орган на плохую работу следователя будет бесполезно. И если раньше прокурор мог отменить постановление следователя, незаконно отказавшего в возбуждении уголовного дела, или, в крайнем случае, возбудить его сам, то по новому законопроекту ему придется самому обращаться в суд.
Депутаты предлагают внести изменения и в Закон "О прокуратуре РФ". В 20-й статье закона может появиться новый раздел, который называется "Следственный комитет прокуратуры Российской Федерации". Новая следственная структура, как предполагается, появится во всех прокуратурах, начиная с низовых и заканчивая Генеральной. Руководитель Следственного комитета будет в ранге первого заместителя Генпрокурора, его, как и Генерального, будет назначать и освобождать от должности Совет Федерации по представлению президента. Отличие в том, что нынешнего первого зама сенаторам представляет сам Генпрокурор. Таким образом, очевидно, что новый первый зам приобретает особый статус. Это дало возможность заместителю Генпрокурора Сабиру Кехлерову, принимавшему участие в обсуждении проекта закона в Госдуме, заявить, что депутаты предлагают создать "неподконтрольный Генпрокуратуре самостоятельный государственный орган, руководитель которого никакой не замгенпрокурора, так как не подчиняется Генпрокурору".
Назначение и увольнение заместителей главы Следственного комитета также предлагается делать в обход Генерального прокурора, по представлению руководителя этого подразделения.
Резюме, как говорится, напрашивается само собой. Несмотря на то что Следственный комитет создается в недрах прокуратуры, на деле он получает самую широкую автономию. И практически может считаться самостоятельной структурой. Еще одно важное нововведение от депутатов - предложение обязать прокуроров ежегодно предоставлять сведения не только о собственных доходах, но также о заработках членов семьи и принадлежащем им на правах собственности имуществе. Это предложение носит ярко выраженный антикоррупционный характер.
Наши источники в Генеральной прокуратуре на правах анонимности рассказали, что далеко не все в этом ведомстве рукоплещут новому законопроекту и называют его не иначе как "милицейским". И дело не в том, что в числе авторов новации - бывший глава УВД Курской области Алексей Волков и бывший главный милицейский начальник Кировской области Алексей Розуван. Поговаривают, что такие наметки якобы давно бродили в Следственном комитете при МВД - создать аналогичный орган в Генпрокуратуре и тем самым похоронить идею "российского ФБР". Косвенно это подтверждается. Один из высокопоставленных представителей милицейского ведомства прямо заявил корреспонденту "РГ", что не видит в таком органе практического смысла. Объединенное следствие он назвал "монстром", в руках которого окажется сосредоточена неограниченная и фактически неконтролируемая власть. А неограниченная власть зачастую идет рука об руку с коррупцией.
Кроме того, он привел и другие чисто практические аргументы. По его словам, следствие не может эффективно работать без оперативной поддержки. Именно оперативные службы закладывают основу любого уголовного дела. Есть опасность, что единый следственный орган оторвется от оперативных служб, которые останутся в своих ведомствах. Они будут исполнять поручение следователя, но из чужой, а не своей структуры. В результате распылится ответственность, а это всегда негативно влияет на конечный результат, заключил наш собеседник.