Олег Якубович рассказал о союзных с Минском программах

- Олег Анатольевич, какие союзные программы в сфере промышленности реализуются в настоящее время?

- Обеспечение координации работ и сопровождение хода разработки и реализации союзных программ в промышленности и в сельском хозяйстве является одним из важнейших направлений работы Департамента экономики и отраслевых программ. В настоящее время департамент координирует ход реализации четырех программ. В их числе одна программа носит научно-исследовательский характер, три - научно-технологический с выходом на промышленное производство.

Продолжает успешно реализовываться программа развития дизельного автомобилестроения, рассчитанная на период до 2008 года. Программа позволит вывести отечественное дизельное автомобилестроение на уровень требований "Евро-3" и "Евро-4". Первая программа развития дизельного автомобилестроения реализовывалась в 1998-2002 годах. Были разработаны новые конструкции грузовых автомобилей "МАЗ", дизельных двигателей Ярославского моторного завода на уровне требований "Евро-2" и созданы производ-ственные мощности по выпуску этой техники. Не исключено, что без этой программы нашим автомобилестроителям пришлось бы полностью переориентироваться на импорт дизельных двигателей. В результате реализации программы выпуск грузовых автомобилей возрос со 189 тысяч в 2002 году до 244 тысяч в 2006 году, а спрос на них на рынках дальнего зарубежья увеличился в тот же период с 12-ти до 52 тысяч.

На нынешнем этапе в реализации программных мероприятий задействовано 18 головных предприятий-исполнителей программы и десятки предприятий-смежников. Численность работников только головных предприятий-исполнителей составляет более 65 тысяч человек

В результате реализации программы ожидается: рост объемов производства современных дизельных автомобильных двигателей и грузовых автомобилей класса "МАЗ/КамАЗ" в 1,3 - 2,5 раза; годовой объем выпуска продукции предприятиями-участниками составит более 134 миллиардов рублей в текущих ценах; создание дополнительно более 4 тысяч рабочих мест только на головных предприятиях, а с учетом смежников - до 30 тысяч мест. Общая стоимость программы составит 35 миллиардов рублей.

Благодаря этой программе осуществляется выход на принципиально новый уровень кооперации, высокие технологии и выход на массовое производство конкурентоспособных на мировых рынках грузовиков. Кроме того, за счет повышения экологической безопасности выпускаемых автомобилей и применения новых экологически безопасных технологий для их производства предотвращенный экологический ущерб за время реализации программы составит 77,2 миллиарда рублей.

Большие надежды сельхозпроизводители России и Беларуси возлагают на открытую в текущем году программу "Создание и организация серийного производства комплексов высокопроизводительных сельскохозяйственных машин на базе универсального мобильного энергосредства (УЭС) мощностью 200-450 лошадиных сил на 2006-2009 годы".

Союзная программа предусматривает проведение НИР и ОКР по созданию универсального мобильного энергетического средства, комплексов уборочных машин и комбинированных агрегатов, для использования на всех видах сельскохозяйственных работ, с последующей организацией их производства на машиностроительных предприятиях Беларуси и России. Предлагаемая концепция предусматривает оснащение УЭС быстросъемными машинами блочно-модульной конструкции. Условно говоря, 1 УЭС заменит 4-5 дорогостоящих комбайнов и энергонасыщенных тракторов. Годовой экономический эффект при минимальной программе выпуска такой техники 500 комплектов составит более 6 миллиардов рублей.

Особый социально значимый характер носит программа "Создание высокоэффективных и биологически безопасных для человека лекарственных препаратов нового поколения на основе белков человека, получаемых из молока трансгенных животных". В результате ее реализации создается основа для решения острейшей социальной задачи - обеспечения населения Беларуси и России современными высокоэффективными лекарственными препаратами отечественного производства по доступным ценам. Уже можно твердо сказать, что достигнуты прорывные научные результаты в области создания отечественной конкурентоспособной не только в наших странах, но и на мировом рынке фармацевтической продукции. Общий объем рынка лекарственных препаратов на основе биотехнологий оценивается в несколько миллиардов долларов. Отмечу, что биотехнологическое производство является в настоящее время приоритетным в мире в развитии фарминдустрии XXI века. Федеральное агентство по науке и инновациям совместно с Минздравсоцразвития России и Национальной Академией наук Республики Беларусь в настоящее время инициируют продолжение работ по данной теме и разработку новой программы.

Программа "Повышение производства и переработки плодоовощной продукции на основе прогрессивных технологий и техники" рассчитана на три года - с 2005-го по 2007 год. Программа нацелена на повышение конкурентоспособности отечественных сельхозпроизводителей плодоовощной продукции. В ходе программы осуществляется разработка прогрессивных, экологически безопасных, ресурсо- и энергосберегающих технологий в области производства и переработки плодов и овощей, создание на их основе новой техники и освоение ее серийного производства. Программа предусматривает разработку 23 новых технологий и около 40 видов техники. Причем стоимость этой техники ожидается в 2-3 раза ниже зарубежных аналогов.

- Не раз приходилось слышать от исполнителей союзных программ, что основные проблемы связаны с недостаточной проработанностью нормативно-правовой базы. Какими документами в настоящее время регулируются вопросы реализации совместных программ?

- Нормативно-правовую основу работы над союзными программами составляют Порядок разработки и реализации программ Союзного государства, утвержденный Советом Министров Союзного государства в 2000 году, инструкции по заполнению и представлению формы государственного статистического наблюдения (отчет о ходе выполнения программ, подпрограмм, проектов и мероприятий Союзного государства), действующие на территории каждого государства соответствующие нормативные правовые акты. Вопросы финансирования программ отражены в Порядке формирования и исполнения бюджета Союзного государства, Порядке возмещения за счет средств бюджета Союзного государства части расходов по уплате процентов по кредитам, полученным в российских и белорусских кредитных организациях в рамках финансирования программ, подпрограмм Союзного государства и других нормативных актах по бюджетным вопросам. Для более эффективной оценки результатов программ, а также для определения критериев выбора программ, безусловно, необходимо совершенствовать существующую нормативно-правовую базу.

- По каким критериям сейчас проводится отбор тем для союзных программ?

- С инициативой разработки союзных программ в настоящее время имеют право выступать правительства наших государств или уполномоченные ими государственные органы. Совет Министров Союзного государства подключается к этой работе уже после того, как одним из национальных правительств (или обоими) принято соответствующее решение. Таким образом, возникает противоречие. Оно заключается в том, что на первом этапе отбора тем применяются национальные критерии оценки и только на втором - союзные. Представляется, что тематика союзных программ сначала должна проходить через сито союзных критериев отбора, а уж затем - национальных.

- Что в данном контексте означает термин "госзаказ"?

- Под "госзаказом" понимается совокупность тем, направлений и проблем, определенных органами Союзного государства для решения программным методом. Такой "госзаказ" позволил бы сконцентрировать ресурсы Союзного государства на стратегических направлениях интеграции. Одновременно появится возможность бюджетного планирования не на один год, а на ближайшую перспективу.

- Как будут формироваться союзные критерии?

- Нормативно-правовая база для формирования таких критериев есть. Прежде всего это Договор о создании Союзного государства, межправительственное Соглашение о проведении единой структурной промышленной политики, Основные направления формирования научно-технологического пространства Союзного государства. Первые шаги в этом направлении уже сделаны. Начата работа по формированию перечня первоочередных (приоритетных) программ в области высоких технологий. Кроме того, ежегодно союзный Совмин утверждает прогноз социально-экономического развития Союзного государства на очередной год и ближайшую перспективу. Целесообразно в этом прогнозе на союзном уровне ставить задачи, решение которых может быть достигнуто посредством разработки и реализации союзных программ.

- Планируется ли вносить изменения в Порядок разработки и реализации программ Союзного государства?

- Да, сегодня особую актуальность приобретает необходимость совершенствования существующего Порядка разработки и реализации программ Союзного государства. Порядок разработки и реализации программ Союзного государства утвержден в 2000 году (постановлением Совета Министров Союзного государства от

11 октября 2000 года N 7). Изменения и дополнения за прошедшие годы в Порядок не вносились. Понятно, что за 6 лет многое изменилось. Соответствующие национальные нормативные акты за прошедший период существенно доработаны. Так, в Порядок разработки федеральных целевых программ Российской Федерации более 10 раз вносились изменения и дополнения, в том числе 4 раза после 2000 года. В Республике Беларусь после 2000 года принято 3 документа, устанавливающих порядок разработки и реализации народно-хозяйственных и социальных программ, научно-технических программ и программ фундаментальных исследований.

В настоящее время Постоянным Комитетом Союзного государства совместно с российско-белорусской рабочей группой, созданной именно для этих целей, начата активная работа. Вопрос о совершенствовании Порядка внесен в план работы союзного Совмина на текущий год.

- Какие изменения могут быть внесены в Порядок?

- Прежде всего мы хотим, чтобы не возникало коллизий между Порядком разработки и реализации программ Союзного государства с нормами, действующими в государствах - участниках Союзного государства. В настоящее время согласно Порядку утверждение программ проходит в два этапа: на первом этапе Совмин рассматривает предложение о разработке проекта программы, на втором этапе рассматривает собственно программу. На каждом этапе документы проходят полный цикл согласований, включая рассмотрение на уровне национальных правительств. Таким образом, срок от момента инициирования программы до начала ее реализации занимает не менее двух лет. Средний срок разработки программы около четырех лет. Это очень много. Рассчитываем, что новый Порядок позволит в несколько раз сократить сроки разработки программ. Кроме того, в новом Порядке будут конкретизированы требования к проектам документов, оптимизирована отчетность, более четко определена процедура завершения союзной программы. Убежден, что после доработки Порядок разработки и реализации программ Союзного государства создаст условия для активизации использования такого мощного инструмента интеграционных процессов Беларуси и России, как программный метод.

- Олег Анатольевич, вы упомянули такой важный вопрос, как оценка эффективности программ. Есть ли какие-то общие критерии оценки результатов?

- Как правило, оценка эффективности реализации союзных программ проводится по следующим параметрам: во-первых, сохранение и создание рабочих мест, во-вторых, насыщение рынка наукоемкой высокотехнологичной продукцией и ее экспорт, в-третьих, окупаемость, выраженная как отношение бюджетных затрат к бюджетным поступлениям.Представляется, что этих критериев недостаточно. Нам нужно ввести критерии, непосредственно связанные с достижением целей и задач союзного строительства, развитием торгово-экономического сотрудничества между Республикой Беларусь и Российской Федерацией, совершенствованием структуры взаимной торговли. Например, таким критерием оценки эффективности союзных программ может быть вклад в рост товарооборота между нашими странами и в оптимизацию структуры внешней торговли.

Еще один аспект - роль союзных программ в повышении сбалансированности национальных экономик и улучшении структуры взаимной торговли. В этом плане необходимо использовать балансы спроса и предложения по важнейшим видам продукции. В настоящее время в Союзном государстве составляются балансы по 26 наименованиям промышленной и сельскохозяйственной продукции. По всей видимости, назрела необходимость внесения в перечень балансов товаров, по которым приняты или предполагается разработать союзные программы. Это позволит более точно оценивать, как влияют союзные программы на насыщение рынка, развитие экспорта, импортозамещение, удовлетворение платежеспособного спроса, сокращение товарных запасов на складах. По этим вопросам в настоящее время готовятся предложения. После их рассмотрения и принятия соответствующих решений оценка эффективности реализации программ станет комплексной и объективной.

- Каково значение союзных программ для строительства Союзного государства?

- Роль и значение союзных программ для строительства Союзного государства трудно переоценить. Сегодня союзные программы - это совместная работа десятков и сотен белорусских и российских трудовых коллективов. Иными словами, союзные программы - это реальная интеграция, интеграция в действии, в конкретных, осязаемых результатах. Благодаря союзным программам, создается и осваивается производство целого ряда принципиально новых, реально нужных нашим людям товаров. Продукция, получаемая в результате реализации союзных программ, по своим свойствам не уступает, а порой и превосходит лучшие мировые образцы. В ходе реализации союзных программ, путем объединения потенциалов России и Беларуси достигается значительная экономия финансовых, материальных и трудовых затрат, открывается перспектива импортозамещения и формирования экспортного потенциала новейшей отечественной конкурентоспособной продукции и технологий, обеспечивается национальная экономическая безопасность. Союзные программы являются своеобразными "точками" экономического роста наших стран. При этом успешная реализация любой союзной программы создает мультипликативный эффект в смежных секторах экономики.

Необходимо инициировать в рамках Союзного государства разработку и принятие совместных программ, имеющих характер приоритетных проектов в сферах машиностроения, станкостроения, самолетостроения, автомобилестроения, жилищного строительства, агропромышленного комплекса развития транспортной инфраструктуры, разработки и освоения месторождений полезных ископаемых, в области внедрения и производства автомобильного топлива на основе биологического сырья. Кроме того, совместные программы должны быть увязаны с национальными государственными программами.

- Какие новые союзные программы планируется утвердить в ближайшее время?

- В числе программ, планируемых к принятию и реализации в ближайшей и среднесрочной перспективе, можно назвать следующие: "Разработка новых методов и технологий восстановительной терапии патологически измененных тканей и органов с использованием стволовых клеток" ("Стволовые клетки"), "Развитие льняных комплексов Российской Федерации и Республики Беларусь", "Разработка энерго- и ресурсосберегающих технологий производства и применения микробных препаратов для повышения плодородия почвы, продуктивности растениеводства и животноводства", "Лазерные технологии XXI века. Развитие и внедрение наукоемких лазерно-информационных технологий обработки материалов (включая материалы для экстремальных условий эксплуатации) на базе совместно создаваемой лазерной техники и оборудования в рамках Союзного государства". Для обеих стран актуальны программы в области станкостроения и карьерного транспорта.