Российская газета: Какие перемены в наружной рекламе могут произойти с принятием поправок в Закон "О рекламе"?
Владимир Мединский: Разработчики законопроекта поставили перед собой две разумных, на мой взгляд, задачи - ограничить монополию на рынке наружной рекламы и исключить коррупцию, введя конкурсно-аукционную систему распределения мест для наружной рекламы. Хотите поставить щит - выиграйте конкурс. Но здесь много нюансов. Например, некоторые органы власти и вывеску предприятия или информационный указатель толкуют как рекламу. Забавно представить, как и кем тогда будут проводиться конкурсы на каждую табличку на ларьке или продуктовом магазине. В законопроекте определено, сколько разрешений на установку рекламных конструкций может иметь один оператор рекламного рынка. Сначала предполагалось не более 25 процентов от числа выданных на территории города или района, затем эту норму было решено увеличить до 35 процентов.
Однако и здесь не все просто. Ведь одно разрешение может выдаваться и на одну рекламную конструкцию, и на десять, и на целую территорию, например, делового центра "Москва-Сити". Поэтому возникло предложение определять допустимое количество наружной рекламы не количеством выданных разрешений, а площадями рекламных поверхностей.
РГ: И все же, как вы считаете, удалось добиться заявленных целей, резко ограничив рекламу пива на телевидении?
Мединский: Сто процентов - да. Мы ограничили ее десятью часами вечера. Сейчас есть предложения установить запрет рекламы пива до одиннадцати вечера или вообще запретить ее на ТВ. Но, на мой взгляд, не надо сейчас предпринимать резких движений. Ведь телеканалы тоже должны жить, развиваться и иметь для этого средства.
Поэтому, ужесточая требования к рекламе, мы должны принимать взвешенные решения, чтобы в итоге не лишиться, например, спортивных телетрансляций в вечерние часы и не сокращать бюджеты телеканалов. Наше законодательство о количестве рекламы на телевидении и так сейчас одно из самых жестких в мире.
РГ: С тех пор как стал действовать новый Закон "О рекламе", СМИ сильно потеряли в средствах?
Мединский: Потеряли? Тридцать процентов - таков прирост расходов на рекламу за прошлый год. Как мы и предполагали, с уменьшением количества рекламы на телевидении выросли цены на нее.
РГ: И все же, как мне кажется, некоторое разочарование по поводу этого закона в народе есть. Реклама в СМИ остается недопустимо навязчивой и нередко бьет, что называется, "ниже пояса".
Мединский: Закон в этом не виноват. Там все четко прописано. В том числе и то, что следует считать неэтичной рекламой, и сколько минут из часа вещания можно отдавать под рекламу.
Поверьте, каждый десятый ролик сейчас можно штрафовать на пятьсот тысяч рублей за неэтичность. А телеканалы, за исключением первых четырех, нагло нарушают временные нормы рекламы, установленные законом. Я сам засекал для интереса время рекламы и видел, что оно нередко превышает установленные законом 12 минут в час.
Закон не работает и по многим другим позициям, например, в части запрета наружной рекламы игорных заведений. Казино сейчас рекламируют себя в качестве культурно-развлекательных центров.
Подготовила Тамара Шкель